Сочинение анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Это стихотворение было написано в непростой период жизни поэта. В это время Блок отказывается от романтического символизма в своем творчестве и меняет свою жизненную позицию. Возможно, причиной этого стали смерти его близких, за несколько лет до того, как было написано стихотворение.

Это известное стихотворение пронизано чувством безысходности. Сквозь короткие строки веет беспробудной тоской, обреченностью и душевным холодом.

В этот период Блок искал смысл в жизни. И из-за внутренних терзаний поэта, жизнь показалась ему холодной, пустынной улицей. Где все бессмысленно. И прохожий на этой улице, которым поэт представляет себя – всего лишь пыль.

Складывается впечатление, что поэта терзали вопросы о смысле бытия и эти мысли нашли воплощение в известных коротких восьми строчках. Поэт осознал для себя, что смысла нет. Блок думает о том, что каждый человек обречен  жить в своем ограниченном пространстве, где только «Улица. Фонарь. Аптека». Во всех своих бесконечных воплощениях человеку суждено оказываться в этом ограниченном пространстве. Подобные жизненные декорации будут повторяться из жизни в жизнь. И этот круг нельзя прервать, ведь «умрешь — начнешь опять сначала».

Именно так поэт представляет жизнь – замкнутый цикличный круг, все события в котором повторяются бесконечное число циклов. При этом жизнь с этой точки зрения не может быть яркой и насыщенной. А.Блок видит жизнь в мрачных тонах, о чем можно судить из стихотворения.

У каждого человека свое предназначение в жизни. И что бы он ни делал, как бы он не пытался что-то изменить – это все предопределено. Так чувствует поэт, и это чувство воплощается в строках. Фатализма стихотворению добавляет последняя строка:

Все будет так. Исхода нет.

 

15.12.2015

Posted In: Блок

Leave a Comment

Страницами русской поэзии Серебрянного века

Период на рубеже ХIХ-ХХ вв. стал особым этапом в развитии российской творчества. Он вошел в историю русской культуры как «Серебряный век».

Характеризовалась эта эпоха своими нереалистичными тенденциями. Крупнейшими среди них были символизм, акмеизм, футуризм. Но самобытным явлением, наиболее выдающимся в русской лирике начала ХХ в. стала так называемая «Новокрестьянская поэзия», для которой характерна поэтизация крестьянской России, а также ее моральных ценностей, быта. Представителям всех этих направлений принадлежит особое место в развитии как российской, так и мировой литературы в целом.

Но все же я хочу обратиться к творчеству тех поэтов, которые на данном этапе моей жизни привлекли мое внимание и нашли отклик в моем сердце.

Александр Блок – один из величайших художников «Серебряного века». Он верно любил свою родину, отдавая ей душу как самой любимой или родной матери. Его жизнь переплелась с Россией, он приносил себя ей в жертву, а взамен она исцеляла его душу. О. О. Блок считается автором своей собственной заповеди любви, именно потому, что жил он любовью к России. Именно это придавало ему сил.

В стихах этого поэта звучит пророческое предвидения и ощущение судьбы Отечества в прошлом. Какое же огромное значение имеют стихи «Скифы» и «На поле Куликовом»! А поэзия «Русь» вобрала в себя даже магические, сказочные мотивы.

Но наряду со стихами, в которых Александр Александрович писал о своей родной земле, находят свое место поэзии, раскрывающие образ лирического героя, который обозначен отражением раздвоенности. Это, в частности, видно в знаменитом стихотворении «Незнакомка», ведь, с одной стороны, этот лирический герой противопоставляется всему миру, потому что способен рваться к идеалу, а с другой – он является частью того искаженного ресторанного общества.

А еще благодаря литературному наследству великого поэта мы узнаем, что он верил в счастливое будущее. Мы должны помнить его слова, потому что только нам предстоит делать выбор между жизнью и смертью, тем самым определяя свою судьбу.

… У каждого времени есть свой летописец. Если таковых много, читатели их произведений могут взглянуть на те или иные события с разных сторон. А если эти летописцы (поэты, прозаики, драматурги) обладают большим талантом и способны передавать особенности внутреннего мира человека и его настоящие чувства, это вообще прекрасно.

Именно таким летописцем была поэтесса Анна Ахматова. Она пережила нелегкие времена – революцию, гражданскую войну, сталинские репрессии, а еще потерю мужа, голод, период замалчивания и тому подобное. Но женщина не сдалась, она не убежала от трудностей, не эмигрировала, а осталась со своим народом.

Ахматовой была присуща совершенная поэтическая техника, склонность к удивительному широкому обобщению, что пополнялась психологичностью, которая в начале ее творчества ограничивалась столь традиционной для всех поэтесс темой любви.

Но жизнь привносила свои изменения и в тематику стихотворений. Поэтому со временем личное сплеталось с общим и государственным, а ее поэтический талант превращал страдания на необыкновенные и несравненные строки стихов.

Ахматова всегда находилась там, где и другие советские женщины, а отличие между ними было только одно – Анна могла поэтически изображать то, что видела.

Одним из главных произведений творчества А. Ахматовой была поэма «Реквием». Ее поэтесса написала после 17 проведенных месяцев условиях тюремных очередей Ленинграда. В ней рассказывается не только об авторе, ведь ее лирическая героиня – это еще и все «непроизвольные подруги», прошедшие мимо, страдавшие от ареста близких им людей и ожидающие провозглашения приговора. Следовательно, она сумела создать обобщенный портрет всех тех женщин, что разделили с ней такую ​​же тяжкую судьбу.

Я считаю, что мы должны почувствовать ту боль поэтессы, переданную в строках ее стихов, как свою собственную, ведь только тогда они смогут предотвратить подобные трагедии в нашем будущем. Не стоит забывать страницы страшной истории, потому что они способны возвратиться. Наряду с творчеством Анны Ахматовой занимает выдающееся место творчество Бориса Пастернака.

Он еще с детства запомнил одну простую истину – искусство возникает условиях обыденности. Наверное, именно по этой причине проблемы искусства, его роли в повседневной жизни стали ведущими темами в его творчестве.

В обыкновенных, на первый взгляд, произведениях Б. Пастернака всех читателей без исключения привлекает внимание как будто бы случайность толчков к написанию будущих шедевров. То это вид из окна дачи, то горящая свеча на столе… Изображая лирическую ситуацию или описывая природу, Пастернак постепенно, не спеша, подводит нас к мыслям и раздумьям философского плана. Все, на что обращал внимание поэт, часто превращалось в новый шедевр художника.

Поэт считал, и я присоединяюсь к этому мнению, что в настоящей жизни есть все. Его поэзия тем интересна и загадочна, что он сумел передать сущность противоречивого единства, которое создает этот удивительный, своеобразно правдивый образ жизни.

Таким образом, простые. Обыденные вещи прошедших через его особое видение и нашли отражение в его строках становились огромными, неоценимо дорогими сердцу и незабываемыми образами с той волшебной книги, что называется жизнью.

12.12.2015

Posted In: Ахматова, Блок, Пастернак, Серебряный век

Leave a Comment

Биография Александра Блока

Александр Блок — один из лучших представителей творческого направления под названием символизм. Его стихи проникновенны и душевны, лиричные и кричащие, трогательные и торжественные. Любовная лирика Блока считается одной из красивейших в поэтическом наследии XX века. 

А. А. Блок родился 28 ноября 1880 году в Санкт-Петербурге, в интеллигентной семье. Вращаясь в высших кругах петербургского общества у будущего поэта формировался эстетический вкус, который позже будет ощутим в его лирике. Первое стихотворение было написано Блоком в пять лет, а в девять он уже поступил в Введенскую гимназию. В 1897 году, будучи чувствительным и впечатлительным юношей Блок впервые влюбляется. Его избранница Ксения Садовская оставила значительный след не только в сердце поэта, но и в его творчестве. 

Александр Александрович поступил в Петербургский университет, избрав для обучения юридический факультет. Но поэт его так и не закончил — перевелся на историко-филологический, который в 1906 году окончил. Во время учебы произошла роковая встреча с Любовью Менделеевой, которая стала женой поэта и главной музой его жизни. К этому периоду принадлежит и расцвет Блока как поэта, его становление и выход лучших сборников.

Известно, что Александр Блок искренне любил свою жену и, тем не менее, поддерживал любовные отношения с другими женщинами. Любовь Менделеева так же не хранила супружескую верность и это нашло свое отражение в стихах поэта. А в революционное время стиль написания стихотворений и их тематика резко изменились — Александр Блок возлагает надежды на революцию, в нем пробуждается патриотизм и жажда перемен. 

В конце жизненного пути поэта его преследовали многочисленные болезни и бедность. Блок был тяжело болен, брошен друзьями, близким и умер от воспаления сердечного клапана 7 августа 1921 года. 

09.12.2015

Posted In: Блок

Leave a Comment

Анализ стихотворения Блока «О, весна, без конца и без краю…»

Поэзия «О, весна, без конца и без краю…» была написана Александром Блоком, когда выдающегося поэта покинула его жена Любовь Менделеева, променяв супруга на другого. Боль утраты и невообразимую обиду Блок выразил в поэзии, активно используя метафоры и эпитеты, прикрывая боль за бравадой и воодушевлением.

Автор говорит о буйстве весны, расцвете молодости и сил, проводя параллель между своим состоянием глубокой печали, отчаянья и обиды. Блок выражает ненависть к своей неверной любимой, но, не смотря на это, не отрицает любовь к бывшей жене. Она все так же желанна для него, но поэт признает, что воссоединения с ней быть не может. Блок говорит лишь о невоплощенной мечте вернуть ее обратно, понимая ее тщетность. 

Вопреки смятенным чувствам и горечи разочарования Александр Блок не отчаивается. Он понимает, что жизнь продолжается и настроен бороться, идти дальше несмотря ни на что. Поэт готов скрыть обиду и ненависть, разочарование и горе за символический "щит", которым прикрывается от невзгод. Его уже ни чем не удивить и не сбить с намеченной цели — он настроен на поиски новых смыслов, новых надежд и "хмельных" чувств.
 

08.12.2015

Posted In: Блок

Leave a Comment

Анализ стихотворений Александра Блока

Творчество Александра Блока выразило всю суть и идеи такого направления, как символизм — принадлежа к когорте выдающихся поэтов-символистов Блок, через весь свой творческий путь, пронес главные тенденции этого направления. В его ранних стихах ключевая роль отводилась символичному образу Прекрасной Дамы, Христа, а в позднем — появляется образ Родины, формируется стойкая гражданская позиция. 

Поэты конца XIX — начала XX века все свое творчество нацеливали на поиск вечных идеалов, раскрытие высших философских истин. Этим было ознаменовано и творчество Блока, который воплотив в образе Прекрасной Незнакомки свой идеал, наделил ее вселенским глубоким смыслом: она представлялась то идеально красивой женщиной, то вершиной морального и духовного совершенства, гармонии и незыблемости природы, а порой сочетала в себе сразу все эти качества. В процессе совершенствования и развития мировоззрения и таланта Александра Блока трансформировался и этот символический образ, а под конец творческой деятельности образ и вовсе перетек в образ Руси, Родины.

Во время революционных событий, увлекшись грядущими переменами и ощущая их неизбежность, Блок меняет свои ориентиры в творчестве и полностью углубляется в осознание своей гражданской позиции. Стихотворения этого времени исполнены патриотизма, поэт воспринимает Родину, как живое существо, испытывая всеохватывающие чувства любви и преклонения. Он относится к России не как мыслитель-философ, а как поэт — его отношение личностно-интимное, душевное и переполненное чувств, а не мыслей и рассуждений. Для него родина не мать — как для большинства поэтов и писателей — она невеста, молодая девушка, к которой Блок не таит чувств. Параллельно с патриотизмом в Блоке просыпается чувство угнетающего одиночества, которое он превозносит до масштабов трагедии.

16.11.2015

Posted In: Блок

Leave a Comment

Иллюзия в стихотворении А. Блока «Незнакомка»

Незнакомка Блока как некая мифическая аллюзия, она и реальна более чем весь представляемый поэтом мир, и не реальна в противопоставлении повседневности. Повседневность, распростертая в первых четверостишьях стиха, предстает в закатном свете. На вечереющем переулочном городе обыденные картины, привычные до тошноты, и замыленный взгляд глух к весеннему духу, который пьян.

Изо дня в день проплывают сюжеты — гуляние дам с проверенными спутниками, которые и способны только на остроты, будничный детский же плач, визг женщины, которые не трогают никого. Сюжеты, которые не имеют ни развития, ни окончания, на смену одним пьяницам приходят другие, так же неистово пытающиеся забыться в вине. Это настолько ошеломляет и примиряет с такой действительностью даже диск, находящийся много выше всего, но уже насытившийся рутиной.

Даже вино не способно оживить обрисованное, поскольку поэт на каждодневном свидании со стаканом пытается уплыть от реальности. Он средь шумной толпы, один на один со своей дозой одиночества — отдельности от всего происходящего, но все же в ожидании. Ожидание оправдывается, когда приходит эфемерная незнакомка. Она вносит очарование и пленит душу поэта, уносит ее в дали своих шелков, в многослойность  своего образа.

Блок описывает незнакомку, скорее как бестелесное дуновение, чем как конкретную фигуру. На фоне темных красок используемых в стихотворении, она, представшая нам в трауре, все же ярчайшее пятно. Разбавляет своими духами, тяжелый дух весны, околдовывает духовной близостью, такой же не реальной как она сама.

Незнакомка солнечное вино, разгоняющее пустоту повседневности, воплощение женственности в пошлом пресыщенном мире, который задыхается от слоя вульгарности. Поэт сохраняет личное сокровище, подаренное ему случаем, он таит его в глубине, дабы никто не мог изгнать видение незнакомки, и определить словом, реальна она или иллюзорна. Являясь, каждый раз, она привносит нотку надежды, любви, дает способ просуществовать до следующего вечера, когда снова разгонит вино кровь и появиться она.

16.11.2015

Posted In: Блок, Незнакомка - Блок, Сочинение

Leave a Comment

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека…" принято считать переломным в творчестве Блока. По расхожему мнению, эти восемь строк, написанные в 1912 году, за 9 лет до смерти автора, стали прощанием с символизмом.

Однако после долгих раздумий я склонна не согласиться с этим. Естественно, между ранним творчеством Блока и этим стихотворением  целая пропасть. Юношеские стихи поэта наполнены светом во всех его проявлениях: верой в чудо, восхищенным обожанием Прекрасной Дамы, поклонением великой России, незыблемой надеждой на лучшую жизнь. Немеркнущий свет долгие годы сопровождал Блока во всех его произведениях, и вдруг стал "бессмысленным и тусклым" в этом стихе.

Да, стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека" на первый взгляд полно безысходности. Ощущение безнадежности порождает сочетание двух элементов. С одной стороны, это цикличность, которая подчеркивается не только повторением первой и последней строки, но и фразами "все будет так", "повторится все, как встарь", и, наконец, констатацией "исхода нет". На другой стороне медали — нетипичные для Блока эпитеты: "бессмысленный", "тусклый", "ледяная". Да и сочетание "ночь, улица, фонарь, аптека" отнюдь не самое жизнеутверждающее.

Но знаете, если прочувствовать эти строки, пропустить их через себя, меня не только душит безысходность, но и зовет к свету (пусть тусклому, но все же свету) фонарь. Мне кажется очень символичным, что в последней строке стихотворения Блок меняет слова местами и "фонарь" именно последний. Для меня этот "фонарь" — символ надежды, своеобразный путеводный маяк. Несомненно, он окружен тьмой и очень далеко, и не факт, что к нему удастся добраться, но все же он есть, а значит, есть и надежда. Возможно, чтобы обрести этот свет, придется еще не раз "жить" у "умереть", но пока "фонарь" горит, попытки не напрасны.

Знаю, что моя точка зрения расходится с мнением авторитетных специалистов, но не могу от нее отказаться. Ведь если я вижу светлую сторону в этом стихотворении Блока, может, он и правда в нее хоть немного верил при написании стихотворения.

15.11.2015

Posted In: Блок

Leave a Comment

Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок)

Несомненно, Серебряный век богат великими поэтами. Я восхищаюсь эксцентричными стихами Маяковского, пронзительными — Ахматовой, хмельными — Есенина. Но если меня спрашивают о любимом поэте, не задумываясь, отвечаю: "Конечно же, Александр Блок".

Почему? Наверное, потому что его творчество олицетворяет собой то, что меня больше всего завораживает и поражает. Не знаю, как можно остаться равнодушным после строк о Прекрасной Даме молодого Блока. Такого феноменального соединения пронзительности, непорочности, одухотворенности и внутреннего света, как в этих стихотворениях, я не встречала.

Более зрелое творчество Блока менее наивно. Появляется Незнакомка: не менее прекрасная, чем Дама, но уже в траурном наряде. Завораживает образ Родины в цветном платке, раздавленной грязью и колесами, но не теряющей свою красоту и молодость. Смущает и тревожит мертвец, вынужденный притворяться живым и скрывать лязг костей. Да, времена были тяжелыми, и это, несомненно, сказалось на творчестве Блока. Самое поразительное для меня, что, не смотря на это, стихотворения этого периода все равно не теряют своей чистоты, непередаваемого внутреннего света и пусть непоколебимой в своей хрупкости надежды.

В последнем этапе творчества Блока впервые появляется черный цвет, тягучая усталость и, я бы даже сказала, некая обреченность. Но опять-таки, поэт ясно дает понять, что вера еще жива и свет в его душе не погас. Чего стоит только "Двенадцать" — пронзительное сочетание беспощадной бури и умиротворенной нежности, неконтролируемой стихии и спокойной духовности, подавляющей тьмы и ровного света.

Долго боялась прочесть биографию Блока. Было страшно увидеть в ней неприглядные факты, грозящие омрачить восхищение творчеством поэта. Но после ознакомления я не только не разочаровалась, а еще больше полюбила его стихотворения.

Мне не стыдно признаться, что я до сих пор не понимаю и не осознаю некоторые аспекты стихов Блока. Я только рада, ведь это значит, что в дальнейшем меня ждет множество чудесных открытий.

13.11.2015

Posted In: Блок

Leave a Comment