Анализ поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

Поэма "Двенадцать" была написана поэтом Александром Блоком в 1918 году. В ней автор показал свое виденье событий того революционного времени, когда ломался старый буржуазный лад и зарождалось новое социалистическое общество. Блок показал двоякость революции, раскрыв ее в различных аспектах.

Александр Блок не пытается идеализировать тот метод, каким добывается народная свобода. Он открыто показывает грязь, кровь, безобразность и хаос. Поэт показывает порочность и низость некоторых лиц, которые живут недостойным образом. Им он противопоставляет чистоту и непорочность добываемой воли, изображая происходящие события на контрасте "черного неба" и "белого снега". В поэме события, происходящие в революционном Петербурге перекликаются с религиозными образами и мотивами, Блок говорит об освобождении как о благой вести.

С первых же строк поэмы становится понятно, что происходит хаос, но беспорядочность событий не мешает понять глубокую истину. Поэт не зря изображает некую двойственность происходящего, намекая на двойственность человеческой натуры из которой и следует двойственность дел, творимых руками людей. Он показывает как через кровь, раны и смерть в мир входит то новое, которое способно изменить более неприемлемый уклад жизни. 
 

11.12.2015

Posted In: Двенадцать - Блок

Leave a Comment

Сочинение: Анализ поэмы «Двенадцать» Блок

Поэма о революционных событиях в Петрограде показывает их светлую и темную сторону. Человеческая жестокость, падение нравов, кровь и грязь, сменяет мотив преобразования, очищения мира, поворот к возрождению человеческого духа. Фоном людских метаний, страданий, является черно-белая вьюга, диким вихрем смешавшая два мира, два контрастных цвета.

Двенадцать революционных парней идут, сметая на своем пути преграды, заменяя двенадцать апостолов Христа. Они опасаются могущественного врага, полны решимости драться. Но им постоянно нужен этот враг, тревога только нарастает по ходу действия. Товарищам нет дела до мелочей, которыми оказываются убийство Петрухиной зазнобы, толстоморденькой Катьки, вместе с ее новым другом Ванькой. Петруха горюет, а товарищи идут дальше, есть дела поважнее.

Старый мир бьется под ногами красногвардейцев, будто жалкий, шелудивый пес, годный лишь издохнуть. Путь к великому счастью, благоденствию и процветанию, лежит через крайнюю жестокость и ненависть. Справедливая, веселая жизнь скрыта за пеленой злобы. Грозный революционный вихрь сметает на пути правых и виноватых, калеча без жалости человеческие судьбы, принижая нормы морали.

Лишний и потерянный бредет среди хаоса и разрушения Христос. Всеми забытый он тщетно пытается вразумить людей. Он не нужен революционному народу, а замены ему еще не придумано. Пока неясно, чем кончится нынешний бунт, чем успокоятся озверевшие от жестокости и страха люди.

11.12.2015

Posted In: Двенадцать - Блок

Leave a Comment

Сочинение по теме: Анализ поэмы А. Блока «Двенадцать»

Влияние великой русской революции на творчество А. Блока
Для того, чтобы понять смысл поэмы Блока, его задумку, нужно представить себе то время, в котором автор работал над своим произведением. 1917 и 1918 годы оказали большое влияние на жизнь и творчество Александра Блока. Русский поэт поддерживал в себе пламенное желание отобразить качества своего времени на бумаге. Благодаря этому, поэма сочинялась на редкость быстро в послереволюционном Петрограде. Автор признается, что поэма "Двенадцать"-это лучшее, что он написал. 
Сюжет
В первой части произведения  четко передана экспозиция революционного Петрограда зимой 1917-1918. В дополнение Александр Блок описал несколько прохожих для более насыщенной передачи информации. Присутствуют священник, старухи и богатая женщина в каракуле. Вторая часть имеет главную роль в поэме "Двенадцать". После того, как у читателя появилось представление о том времени, автор начинает повествовать о патрульном отряде революционеров, идущих сквозь снегопад и гуляющий ветер. Их вид можно описать строками: 
     "В зубах – цыгарка, примят картуз,
      На спину б надо бубновый туз!" 
Герои ведут дискуссию на тему союза их бывшего товарища Ваньки с проституткой Катей, после чего радостно поют песню о службе в Красной гвардии. В скором времени отряд шествующих революционеров неожиданно сталкивается с повозкой, в которой едут возлюбленные Катька и Ванька. Красногвардейцы нападают на сани, и один из двенадцати стреляет в девушку. К сожалению выстрелившего в нее Петрухи, Катька погибает. Боец печалится, но товарищи осуждают его за это. Отряд продолжает идти дальше. За ним увязывается пес, которого красногвардейцы отгоняют штыками. В конце поэмы перед патрульными предстает неясная фигура, по которой бойцы пытаются стрелять, но попытка безрезультатна-впереди них идет Иисус Христос.  
Символика и критика поэмы "Двенадцать"
В заключение повествования Блок добавляет в произведение Иисуса Христа, что привлекает огромное внимание именно к этому моменту. Возникший в конце поэмы мистический образ Христа некоторым критикам показался лишним. 
Например, Иван Алексеевич Бунин критиковал поэму в своем сборнике "Окаянные дни" так: "Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное.
А «под занавес» Блок дурачит публику уж совсем галиматьей, сказал я в заключение. Увлекшись Катькой, Блок совсем забыл свой первоначальный замысел «пальнуть в Святую Русь» и «пальнул» в Катьку, так что история с ней, с Ванькой, с лихачами оказалась главным содержанием «Двенадцати». Блок опомнился только под конец своей «поэмы» и, чтобы поправиться, понес что попало: тут опять «державный шаг» и какой-то голодный пес — опять пес! — и патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц." 
Корней Чуковский также отозвался о произведении "Двенадцать" в статье «Александр Блок как человек и поэт»: 
Гумилёв сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: — Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.
Несмотря на множественные точки зрения, разгадать истинный посыл Александра Александровича Блока в поэме "Двенадцать" никому не удается и по сей день. 

26.10.2015

Posted In: Двенадцать - Блок, Сочинение

Leave a Comment

Сочинение на тему «Противостояние двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»

Александр Блок творил на рубеже двух эпох. Он был последним великим поэтом конца своего столетия. С его именем открывается новая страница истории России. Серьёзные стихи Блок начинает писать к периоду первой русской революции и вытекающей из неё реакциях. Сам автор поэмы, как и многие, был за перемены, он поддерживал идеи революции. Огромные социальные проблемы, обнищание населения и низкий уровень жизни подливали « масло в огонь». Недовольство населения росло. Подогревало ситуацию и состояние армии. Бесконечная и бессмысленная, по мнению народа, первая мировая война. Огромное количество погибших и раненых. Наплевательское отношение к простому солдату и плохое обеспечение. Серьёзное расслоение в обществе так же приносили свои плоды для развязки ситуации. Людям хотелось изменить свою жизнь к лучшему, больше нельзя было терпеть. Общество взорвалось. Но благие идеи обернулись иначе. Произведение «Двенадцать», самое важное произведение Блока. Это произведение подводит итог безумному увлечению русского народа идеей революции. «Революционное пламя» ярким цветом озарило творчество автора. Придала ему мятежные и тревожные оттенки. Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. За всё время создания, произведение претерпела большие изменения. Поэт говорил, что его жизнь, как и творчество, прошли путь:

«Среди революции». «Не может сердце жить покоем».

Рушился старый, привычный и в то же время ненавистный мир. Блок как нельзя лучше сумел отразить его в поэме «Двенадцать». Рухнул уклад жизни целого народа! Монархический строй пал, на смену ему пришла власть народу. Одна эпоха пала, но другая ещё не успела зародиться. В этом коротком промежутке времени, по меркам истории, происходят страшные события. Борьба за власть отходит на второй план. Основное противостояние происходит в умах человечества. Что выбрать? И как поступить? В человеке борются две половины, «белая» и «чёрная».

противостояние.

Произведение Блока «Двенадцать» актуально и в наши дни. Человеческие страсти разрывают, рвутся на свободу. Отвергая всё отжившее и старое. Всё что связывает человека с прошлым, хоть немного напоминая о нем. В надежде на лучшую «долю» человек готов отказаться от всего, что было ему дорого и близко. И неважно есть ли в этом смысл!

Александр Блок не пытается очернить или обелить героев своей поэмы. Это просто реальные люди того времени. Со своими принципами, идеями и страхами. Что самое страшное, герои искренне верят в свои идеи. Поэт убеждает, предостерегает нас о том, что революция не является идеальным выходом. В стихийном движении революция сметает всё на своём пути, правых и виноватых. Случайной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Жертвы неизбежны и порой нелепы, и не нужны. Революционный дух не даёт осознать Петрухи его ужасный поступок.

В этот момент в нашем герои идёт противостояние «белого» и «чёрного». В нём борются два человека. Один подверженный духу революции готов смести всё на пути. Растоптав свою совесть, стремясь к цели. Шагая по головам. Другой пытается осознать не только свой поступок, но и окружающую его смуту. Задавая себе вопрос. Для чего это всё? Всё светлое и чистое что осталось в его душе, заставляет винить только себя. Поэма «Двенадцать» символичное произведение. Автор описывает реальную жизнь, реальных персонажей. Но и не отказывается от намёков, пытаясь выразить образ, который возникает в его воображении. Представляя всё в виде хаоса. Поэтому в конце поэмы на встречу двенадцати идёт Иисус – символ святости. Герои далеки от понимания происходящего. Стреляя в святой образ, символично убивают старый мир, не задумываясь о будущем.

11.09.2015

Posted In: Двенадцать - Блок

Leave a Comment

Сочинение на тему «Апостолы революции (по поэме А.Блока «Двенадцать»)»

Рупор революции
Александр Блок был одним из тех, кто поверил в революцию. Большая часть интеллигенции продолжала цепляться за рушащийся старый порядок. Но такие неординарные и одиозные личности как Блок и Мандельштам поверили, что можно изменить мир к лучшему, разрушив прогнившие устои и создав новый, справедливый порядок. Поэма «Двенадцать» — это не просто отражение эпохи, это рупор революции.
Персонажи поэмы «Двенадцать»
В своей поэме «Двенадцать» Блок ассоциирует старую прогнившую государственную систему с гулящей девкой Катькой. Ее убийство одним из «апостолов революции» по имени Петруха становится необходимой жертвой. Петр сожалеет о Катьке, ведь он когда-то любил ее. Но товарищи пристыдили Петруху, и вот он уже шагает в шеренге, ни о чем не сожалея.
Блок проводит параллели между революционным движением и религией, словно говоря, что на смену старой религии должна прийти новая. Церковная система была не менее прогнившей. Алчность духовенства того времени, его нежелание следовать заповедям Христа вызвали в народе ненависть.
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?
Иисус, как реальная историческая личность, безусловно, не несет ответственности за то, как его «последователи» опошлили святые истины и заповеди. Спаситель ведет в поэме апостолов к новому, лучшему миру, в котором нет места элементам, паразитирующим на теле общества.
Однако же участь священнослужителей пока что не решена. Отряд проходит мимо попа. Есть еще один персонаж в поэме, учесть которого пока тоже не решена. Буржуй не бежит от апостолов. В силу своего узкого кругозора, они просто еще не понимают, как с ним поступить, как преобразовать капиталистический строй.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
Отживший, насквозь прогнивший старый мир представлен в поэме в образе безродного пса. Он покинул буржуя, стоящего на перекрестке, и следует за апостолами, несмотря на то, что он гоним. Точно так же, по мнению Александра Блока, все, что принадлежало старому миру, должно обновиться.
Поэма Блока «Двенадцать» вызывала и вызывает сегодня множество споров. Некоторые литературоведы называют это произведение венцом творчества Блока. Но так же много людей не понимают эту поэму.

11.09.2015

Posted In: Двенадцать - Блок

Leave a Comment

«Музыка революции» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Александр Блок, выходец из старой русской интеллигенции, написал своё самоё известное произведение — поэму «Двенадцать» — в 1918 году, сразу после революции. Вопреки своему происхождению он принял это общественное явление. Поэт верил, что пламя «мирового пожара» революции очистит общество, уничтожит старый мир со всеми его пороками. Мысли о смене ненавистного режима для него были подобны музыке, звукам нового времени, что и отразилось в поэме.

Поэтическое произведение начинается с описания ночного города, охваченного революцией. Читатель будто сам слышит, как ветер завывает на ночной улице, сбивая с ног прохожих.

В каждой главе ритм стиха резко меняется и соответствует представителям разных слоёв общества, которых показывает Блок. Описываемые события полны контраста и противоречий, а музыкальная смена ритма придаёт повествованию драматической энергии.

Вот мы видим старушку, которая в слезах причитает: «Ох, большевики загонят в гроб!» Она сетует, что «огромный лоскут», пошедший на плакат, мог бы стать портянками для замерзающих людей. Её слова напоминают старинную русскую песню-стон, когда поющий жалуется на судьбу.

В следующем фрагменте «Как пошли наши ребята В красной гвардии служить…» явно слышится народная частушка.

Далее вступает городской романс: «Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина…» В этой плавной музыке речь идёт о верхних слоях общества, отторгаемых революцией — о буржуе, «безмолвном как вопрос».

В других строках («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!») чётко слышится чеканный шаг революционеров по мостовой. Эти слова можно считать гимном революции.

На протяжении всего произведения автор призывает «слушать музыку революции», именно эти звуки он передал в своей поэме. Однако отношение поэта к перевороту осталось неоднозначным: его тонко чувствующая душа не смогла игнорировать несправедливость нового режима.

10.02.2015

Posted In: Двенадцать - Блок

Leave a Comment