Сочинение на тему «Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)»

Комедийная пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является исключительной во многих отношениях. Можно смело утверждать, что автор с ее помощью изобличает нашу страну во лжи и высмеивает злободневные реалии российской действительности, присущие многим отдаленным от центра городам. Целью создания «Ревизора» являлась необходимость обратить общественное внимание на эти доселе игнорируемые проблемы с помощью собирательных образов людей, в каждом из которых читатель мог узнать себя самого и задуматься о своем поведении. 

Уездный город, описанный в произведении, являет собой место грязное, скучное, населенное забытыми богом людьми, каждый день жизни которых похож на предыдущий. Названия города не дано для усиления эффекта обобщения. Отдаление от столицы сказывается на городских порядках в общественных учреждениях: врачи в больнице не лечат пациентов, почтальон читает письма, полицейский пьет каждый день напропалую, в здании суда разводят гусей и сушат белье, дворники не прибирают улицы, чиновники берут взятки направо и налево. Во главе всего этого стоит городничий, он — главный виновник этого всеобщего попустительства и равнодушного отношения к жителям города, и с него-то все берут пример. Никто не пытается скрывать свое поведение, ведь полное отсутствие контроля окончательно развязало чиновником руки. Такова действительность провинции. 


Кажется, что никто и ничто не может изменить сложившийся порядок вещей и уклад жизни в городе N, да не тут-то было. Когда становится известно о приезде в город ревизора инкогнито, все, начиная с городничего, понимая плачевное положение во всех сферах городской жизни, начинают суетиться и пытаются хоть как-то прикрыть грязь и привести в порядок плачевное положение дел. Частично им это удается, а за оставшееся городничий надеется дать ревизору взятку. Это отношение к проверяющим органам власти является очень типичным, и еще больше усугубляет непроглядную темноту провинциальной жизни. Настоящего ревизора, однако, так и не обнаружили, вся грязь всплыла наружу, однако открытый финал пьесы не позволяет узнать читателю, получили ли по заслугам чиновники.

Образ уездного города в «Ревизоре» собирает дурные привычки захолустных местечек российской периферии. До сих пор включаемая в репертуар театров, пьеса не теряет актуальности и находит отклик в сердцах зрителей, поскольку и в наши дни не надо далеко ехать, чтобы найти подобные городки на карте нашей страны.  

11.12.2015

Posted In: Гоголь, Ревизор - Гоголь

Leave a Comment

Плюшкин – помещик с мертвой душой

Чичиков совершает свои визиты к помещикам с определенной целью – приобрести как можно большее количество «мертвых душ». Но сквозь претворяемую Чичиковым аферу, саму по себе безнравственную, выявляется еще одна сюжетная линия поэмы – линия омертвения душ живых вполне еще людей. Поэтапное описание благосостоятельных помещиков, подводит к венцу очерствевших душ – Плюшкину.

Он – завершающая фигура из плеяды крепостников, еще и этим он приковывает внимание. Жизненный путь Плюшкина складывался так, что из обычного семьянина, помещика, он превратился в бесполое существо, скупое на имущественные блага, но и эмоционально оскудневшее. Оставшись один на один с собой, Плюшкин находит лазейку от реальности в экономии, а затем и в преувеличенной ее форме – скупости.

Бережливость переходящая мыслимые границы, делает людей его окружающих заложниками такого существования, когда подозрительность и стяжательство становятся смыслом всего. Нагромождение мелочей в поместье и в залах дома, не вызывает ощущения благосостояния, а только лишь чувство брезгливости. Тряпье, надетое на самого помещика – нищенский хлам, который давно требует, чтобы его выбросили, возможно, вместе с его обладателем.

Жадность до накопления губит окружающий мир, само поместье, пронизывает гнилью и ветхостью. Так сильно стремиться сохранить Плюшкин все маломальски ценное, что сохраняя, уничтожает и выращенный урожай, которым уже никто не воспользуется. Природное естество и сам народ, тем не менее, жив и нет сомнений, он и после Плюшкина продолжит жить, но уже полной жизнью.  

Чичиков при всем своем безразличии, от открывшейся картины жизни, теряет самообладание по первости. Очень хорошо разбираясь в людях, он улавливает, что Плюшкин давно уже не живет, а по инерции влачит свое бытие. Но для Чичикова Плюшкин лишь один из эпизодов, и соприкоснувшись с мертвым миром Плюшкина, он продолжает свою линию. Жизнь Плюшкина же, которую всколыхнуло посещение афериста Чичикова, унялась столь же быстро, как успокаиваются круги на болоте затянутой ряской.

09.12.2015

Posted In: Гоголь, Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Чем Тараса не устраивала жизнь на сечи?

Тарас Бульба — яркий персонаж, описанный Николаем Гоголем в одноименной повести. Он — закаленный в боях казак, который не боится ни шашки, ни шпаги, любящий боевое ремесло больше всего в жизни. Строгий характер и буйный нрав Тараса раскрываются, как в обыденной жизни, дома, так и на Сечи — он имеет высокий чин полковника и командный дух ему присущ во всей красе. И хоть Сечь является его сердцем и душой, не все в ней устраивает Тараса, который нетерпим ко всему, что происходит не по его воле. 

Казаки, будучи опытными и умелыми воинами, большую часть на Сечи занимались более прозаичными делами, нежели ратные подвиги. Обитель славных воинов, в период между боями, более напоминала не заканчивающийся пир, где вина и сивуха льются рекой, а доблестное оружие забыто и заброшенно. Вечный праздник сечевиков привносил разлагающие настроения в строи воинства и ослаблял их силу. Тараса Бульбу очень огорчало такое положение вещей, ведь славный казацкий род рожден на свет белый для боевой отваги, подвигов и защиты родной земли, а не для попоек с боевыми товарищами и пьяных дебошей. Его душа тосковала и болела, когда его взору представлялись такие картины бесполезного времяпровождения казаков на Сечи. 

Тарас хотел всячески приобщить товарищей к боевому делу и сподвигнуть на настоящее мужское дело, достойное украинского казака. Для этого он даже подговорил некоторых из них, находящихся во хмелю, на переворот на Сечи, чтобы изменив кошевого атамана, изменить и казацкие порядки, привести войско в боевую готовность, необходимую для боевых походов и ратных побед над врагом. 

08.11.2015

Posted In: Гоголь, Тарас Бульба - Гоголь

Leave a Comment

Погрязший в обмане Хлестаков, нонсенс или наша реальность?

   Иван Александрович Хлестаков, «… 23-х летний молодец, худоват и тонок, несколько приглуповат, многие о таких говорят – без царя в голове… Ход его мысли не понятен, он даже не может сконцентрироваться, мыслишки  путаются в его голове» — это характеристика Хлестакова, автором произведения.

   Хлестаков едет из Петербурга, где он служит заурядным переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию к родному отцу. В дороге, он остался практически гол, так как сильно проигрался, и теперь проживает в одном из придорожных трактиров в долг. И вот чудо, ему занимают деньги и он переезжает на квартиру к Сквозник-Дмухановскому. Хлестаков в комедии «Ревизор» думает, что все это связанно исключительно с добротой душевной людей и их необыкновенному гостеприимству. 

   «Просительные» визиты к Хлестакову чиновников не заканчиваются, он наглея берет у них огромные суммы в долг. И только после этого герой понимает, что его приняли в городке, за кого – то другого. Он долго не думая, пишет письмо своему закадычному другу Тряпичному о том, что с ним происходит, не забыв упомянуть о всех чиновниках которые приходили к нему, давая им совершенно не лестные характеристики. 

   Герой «Ревизора» Хлестаков вошел в роль, в настоящей жизни, такое ему могло только приснится. Он не спешит с отъездом, его пока все устраивает. Он даже затевает двойной роман с дочерью и женой Городничего. 

   Городничий надеется, что после сватовства дочери с Хлестаковым, он получит генеральский чин. Герой так увлекся, что напрочь забыл кто он есть и откуда его корни…

    Разоблачение – думает ли об этом Хлестаков, конечно нет, он уже даже путается во вранье, но чиновники открыв рты его слушают, ведь он ревизор. Тот фальшивый мир который создал герой, позволил ему из простого переписчика бумаг стать значимой персоной, который совершенно не боится разоблачения. Вранье помогло ему помирится с его убогой и никчемной жизнью. 

   «Хлестаков — чиновник» окунулся в мир роскоши и богатства и на какое-то время почувствовал сильным мира сего, хоть и погряз весь в обмане!

25.10.2015

Posted In: Гоголь

Leave a Comment

Сочинение на тему: «Гоголь. Мнение современников»

Николай Васильевич Гоголь родился на Украине в селе Большие Сорочинцы в 1809. Необычайно развитый ребенок, Николай Гоголь показывал отличные результаты в учебе, особенно в гуманитарных науках.

В гимназии Гоголь проявил себя как талантливый актер в созданном им и его товарищами любительском театре. За одно Гоголь исполнял и роли режиссера, драматурга, художника и т.д.

Острый на язык и с проницательным умом, Николай особенно тяготел к литературе. Можно сказать, тогда и начались первые пробы пера.

Серьезно же сочинением он начал заниматься около 1823 года, и сразу же стал членом литературного кружка учебного заведения. Его работы активно печатались в издававшихся журналах: «Северная заря», «Метеор литературы» и других.

После ярких учебных лет будущий писатель посвятил себя государственной службе в Санкт-Петербурге, а затем занялся преподаванием.

Гоголь и Пушкин

Говоря о современниках Гоголя нельзя не упомянуть Александра Сергеевича Пушкина. Великий писатель и великий поэт были близкими друзьями, и оказали на творчество друг друга огромное влияние. Оба начали с признания у мэтра русской литературы Жуковского.

Известно, что их знакомство началось с фразы П.А. Плетнева, обращенной Пушкину:
«Надобно познакомить тебя с молодым писателем, который обещает что-то хорошее»

Гоголь считал Пушкина своим учителем и наставником, поэтому его гибель стала потрясением. «Мертвые души» он считал «священным завещанием» поэта.

Признание

Первая широко известная книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была принята публикой и критиками на ура, а имя Николая Гоголя узнала вся страна. Последовавшие за ними повести «Вий» и «Тарас Бульба» лишь укрепили его позиции как состоявшегося автора.

1832-24 годы явились переломными в работе писателя. Примерно в это время Гоголь начал трудиться над «Петербургскими повестями», самой примечательной из которых стала повесть «Шинель», по праву признанная литературными критиками того времени. Одним из них был В.Г. Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик:
«Шинель» — одно из глубочайших созданий Гоголя

Ревизор

Однако публика не всегда так горячо воспринимала писателя, и это не удивительно. Ведь Николай Гоголь всегда честно смотрел в глаза реалиям общества того времени…

Он выуживал и высмеивал самые острые и злободневные проблемы, не боялся идти против принятых негласных правил.

В 1836 году прошел первый показ «Ревизора», пожалуй, самого яркого из произведений великого писателя. В нем недвусмысленно прослеживается насмешка над помещиками и чиновниками, недобросовестными лицемерами и лебезами.

Зрители восприняли постановку по разному: кому понравилось, а кто разозлился на почти откровенное высмеивание. Дошло вплоть до того, что власть посчитала пьесу угрозой для чиновничьего авторитета. Последние способствовали выходу статей, так или иначе обвинявших автора в неверном представлении действительности.

Гоголь воспринимал глубоко к сердцу любую критику, и последние события вывели его из колеи. Ведь, чем бы ни занималась публичная личность, в какой бы области не творил, он выносит свое детище на суд общественности, и каждое слово имеет огромное значение для автора. В том же году он уехал заграницу.

Последние годы

Всем известна книга «Мертвые души», но не все знают, что ее выход ознаменовался горячими спорами между противниками и сторонниками писателя. Шаткое положение полу-опалы, неодобрение со стороны публики усугубили духовные переживания Николая Гоголя, ослабили его здоровье.

В это время из-под пера писателя выходили более религиозные произведения, которые не имели особого успеха.

Последние годы Н.В. Гоголь продолжал писать, его душевное состояние по описаниям современников, вызывало обоснованное беспокойство. Наверное, поэтому он сжег своим рукописи, от которых осталось только несколько томов второй книги «Мертвых душ». Сложно представить, сколько всего ценного потеряла русская, да и мировая литература…

Незадолго до смерти Гоголь сказал:
«Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…»

10.09.2015

Posted In: Гоголь

Leave a Comment

Сочинение на тему «Гоголь. Мнения современников»

Николай Васильевич Гоголь – личность интересная и многогранная. О нем написано много воспоминаний современников, но эти записи не раскрывают всю полноту характера великого писателя.

Общий портрет

Современники Гоголя отмечали в характере и личности писателя нотки трагизма. Николай Васильевич пытался казаться забавником и балагуром, скрывая за деланным весельем истинные мысли и чувства, терзавшие его душу. Современниками писателя было подмечено: как только разговор заходил о вещах серьезных, важных, Николай Васильевич напускал на себя шутливый, дурашливый вид и уклонялся от разговора.

После публикации “Писем Гоголя” становится известно, что писатель три раза за свою жизнь переживал страстную влюбленность, хотя все считали его к тому неспособным. Современники знали писателя как рьяного противника взяточничества, критика серьезных изъянов в системе правосудия на Руси. Писатель осуждал пустой, бездумный образ жизни современного ему общества, заявляя, что все развлечения этого общества состоят лишь в сплетнях и играх в преферанс. Чернышевский, пытаясь собрать воедино все мнения о писателе, сокрушается об их малочисленности и недостаточной глубине. Личность писателя остается до конца не раскрытой.

Некоторые сведения о писателе

Гоголь, несомненно, был человеком высоко духовным. Материальная сторона жизни его интересовала мало. Будучи убежденным нестяжателем, свои последние деньги он отдавал на благотворительность, а сам ходил в обносках.

Писатель имел знакомство с представителем белого духовенства протоиереем Матфеем Константиновским. Протоиерей был единственным прижизненным читателем второго тома “Мертвых душ”. Духовник критически отнесся к прочитанному, а некоторые места книги посчитал вредными для нравственности и непригодными к публикации. Под влиянием духовного лица писатель решил соблюдать пост, вследствие чего практически перестал есть. Возможно, истощение организма стало одной из главных причин его скорой смерти. И.С. Тургенев считал, что за смертью Гоголя скрыта какая-то тайна. Современники писателя сходились в одном: не последнюю роль здесь сыграл сгоревший в печи второй том “Мертвых душ”.

Николай Васильевич Гоголь ушел из жизни довольно рано и при весьма загадочных обстоятельствах. Великий русский писатель внес огромный вклад в мировую литературу. Сам же он остался загадкой для современников и остается таким и для нас.

 

10.09.2015

Posted In: Гоголь

Leave a Comment

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Одной из знаковых тем в творчестве Н.В. Гоголя стала трагедия «маленького человека». Вслед за А.С. Пушкиным писатель окунает нас в неприглядную жизнь мелких чиновников, людей, замученных бытом и ежедневными проблемами.

Ярче всего тема «маленького человека» выражена в повести «Шинель». В этом произведении Н.В. Гоголь рассказывает читателям о судьбе «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина. Для описания персонажа автор использует такие выражения, как «несколько рябоват» и «несколько рыжеват». Это подчеркивает обыденность существования героя.

Акакий Акакиевич уже много лет трудится на низкооплачиваемой должности и не надеется на карьерный рост. У него нет любви или привязанности, интерес всей его жизни – буковки, которые он старательно выводит каллиграфическим почерком.

На фоне Башмачкина ярко выделяются его младшие коллеги – молодые чиновники, только поступившие на службу. Они еще полны надежды и считают Акакия Акакиевича неудачником. Откровенно унижают героя, смеются, подшучивают над ним, на что тот может лишь слабо отвечать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Шинель, купленная Акакием Акакиевичем и украденная у него, символизирует духовное обнищание человека и мелочность общества. Н.В. Гоголь рисует неприглядную картину Петербурга – города, который уничтожает «маленьких людей».

05.03.2015

Posted In: Гоголь

Leave a Comment