Краткое содержание «Мать» Горький М.

Рабочая слободка в начале 20-го века живет обычной жизнью. Люди вкалывают на фабрике, живут семьями, пьют, дерутся. Вдова слесаря, Пелагея Ниловна Власова с сыном Павлом в центре нашего внимания. Жизнь Ниловны была несчастливой. Постоянная нужда, забота о сыне, неприветливый, жестокий муж, казалось, высосали все жизненные силы женщины.

Но что-то неуловимо начало меняться. Павел, вместо того, чтобы тихо спиваться, водит странные знакомства, читает книжки, чтобы знать правду, как сам поясняет матери. В доме Власовых тайно собирается революционный кружок. Друзья читают запрещенную литературу, обсуждают крамольные идеи, поют песни, планируют акции в поддержку рабочих. Полиция проводит у Власовых обыск, ничего не находят, но арестовывают Андрея Находку, друга Павла.

На фабрике у рабочих хотят вычитать копейку с каждого рубля, якобы, на осушение болот. Историю пропечатывают в листовках, которые разносят по всей фабрике. Преодолевая сильный страх, Пелагея Ниловна тоже помогает разносить опасные листки. Павел возглавляет стихийный митинг по поводу отмены несправедливого налога, но рабочие не поддерживают протест, расходятся по своим местам. Павла арестовывают вместе с 48 активистами, но, накануне майских рабочих стачек, выпускают из тюрьмы.

Первомайскую демонстрацию разгоняют, Павла с товарищами опять арестовывают. Ниловна уезжает в город, где хлопочет по хозяйству у подпольщика Николаю Ивановичу, помогая и в нелегальной работе. Павла Власова судят за революционные выступления. Вместе с ним готова поехать на каторгу его девушка и соратница, Сашенька. Обличительную речь Павла перед судьями печатают на листовках. Ниловна помогает переправить правдивые слова сына в другой город, но на вокзале ее хватают жандармы.

15.11.2015

Posted In: Горький

Leave a Comment

Анализ легенды о Ларре (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»)

Максим Горький в своем знаменитом рассказе "Старуха Изергиль" поставил перед собой задание описать идеальную человеческую личность, ее душевные порывы и, в какой-то степени, смысл жизни. Он органично вплел в повествование две легенды, раскрывающие суть его задумки, одной из которых стала легенда о Ларре.

От имени старухи Изергиль Горький описывает давнюю легенду, не имеющую хронологических и пространственных рамок. В ней повествуется о человеке, рожденном женщиной и орлом, обладающим совершенной красотой, гордостью и своими взглядами на жизнь. Но красота его не красит, ведь его личные качества не достойны того лица, которое Ларра носит. Он эгоистичен в высшей степени, считает себя подобным Богу, человеком, который существует над людьми, чья воля первоочередная и главенствующая. Ларра не признает существование никаких законов: ни моральных, ни общественных. Для него существует один закон — его воля и только ею определяются поступки героя. Ларра оправдывает даже убийство своим желанием, раскрывая низость своего существа и душевной организации.

Изображенный Горьким образ представлен в качестве антигероя, который является совокупностью порочных и эгоцентричных качеств человека. Они разрушающе влияют на человеческую душу и отталкивают окружающих людей. Именно такой исход представлен в легенде: Ларра становится изгоем, тенью, блуждающей и незнающей покоя, ведь люди, которых он ни во что не ставил, попросту отвергли его, пересытившись его эгоизмом и неуважением к другим. Так, на примере главного героя легенды Максим Горький показывает истинный смысл существования, который возможен только среди людей и для них, полностью отметая возможность существования человека вне общества и его моральных законов.

14.11.2015

Posted In: Горький

Leave a Comment

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Ранее творчество М. Горького отмечено поиском новых форм, смысловой наполненности произведений и изображением деятельной личности с благородными порывами. Именно такой образ был сформирован в легенде о Данко, которая органично вплелась в канву рассказа "Старуха Изергиль". 

На примере Данко Горький показывает героя, которые ставит интересы окружающих выше за свои, живет ради других и стремится к осуществлению благороднейших целей. Романтический герой Горького наделен лучшими человеческими качествами: добротой, гуманность и жертвенность ради интересов народа. Повествуя в сказочной, легендарной форме автору удается раскрыть глубокую социальную проблему, животрепещущую и актуальную как тогда, так и сегодня.

В легенде говорится, что издавна жили радостные и счастливые люди, которые вынуждены были покинуть места обитания и пробираться по темным лесам и болотам, в поисках новых мест для жизни. Горький с помощью описания сурового и хмурого пейзажа показывает состояние людей, попавших в полное неведенье и отчаянье. Но на пути им встречается Данко, готовый помочь и пройти с ними нелегкий путь. Будучи неблагодарными они набрасываются на спасителя — испугавшись темноты и лесной чащи, маленький народ обвиняет в своих злоключениях Данко и, даже, хотят его убить. Добросердечный парень не стал держать зла на жестоких людей и чтобы осветить путь народу, вырвал из своей груди сердце, пылающее ярче солнца любовью к ним. 

Герой Горького отдает свою жизнь ради спасения любимого им народа, который, по большому счету, не заслуживал такой благородной жертвы. Смерть Данко даровала спасение всем, кто не ценил его по достоинству и не любил так сердечно и искренне, как он сам. Таким образом, М. Горький показал смысл существования человека, абсолютно свободного от любви к себе, служащего на благо другим.

13.11.2015

Posted In: Горький

Leave a Comment

Сочинение на тему ««Песня о Соколе» М. Горького» / Литература

 В «Песню о Соколе» М. Горький вложил огромный смысл. Это небольшое произведение показывает, что каждый сам выбирает себе дорогу.

 Легенду о гордом Соколе рассказывает Надыр-Рагим-оглы. Сначала мы видим сырое тёмное ущелье, место обитания Ужа. Этот маленький мир вполне устраивает его, поэтому Уж ничего не хочет менять. В это душное царство однажды попадает раненый Сокол. У него почти нет сил физических, но силы духовные так велики, что их не измерить. Гордой птице тесно и нечем дышать в этом маленьком мире. Сокол жалеет Ужа, что тот не знает неба, и этим вселяет в душу последнего маленькое сомнение: а может там и правда лучше? Собрав капли сил, гордая птица взмывает в небо и погибает со счастливой радостной душой.

 Для Ужа не так важно, кто летает, а кто ползает, ведь в итоге всё равно все умрут. Глядя на Сокола, взлетевшего из последних сил, Уж решает тоже узнать небо, но падает. И это падение, как ему кажется, открывает новую истину: единственная прелесть полёта состоит в падении, а в небе нет абсолютно ничего. «Сокол только лишь обманывал», — подумал Уж и довольный собою успокоился. Весь смысл его жизни в том, чтобы тихо и спокойно прожить свою жизнь, не утруждая себя стремлением к небу.

 Уж и Сокол – образы, в которых можно легко узнать людей. Уж символизирует людей приземлённых, их жизнь ограничена комфортом. Для таких характерно обыденное серое существование, они составляют большинство. Они не творят великих дел и не способны на мечты. Сокол – полная противоположность. Вся его жизнь – это короткий, но очень яркий подвиг. Сокол характеризует стремление к возвышенному. Люди такого типа наполняют свою жизнь красками, эмоциями и не беспокоятся за количество прожитых лет.

 Безусловно, читатель отдаёт предпочтение Соколу, но не следует забывать о гармонии жизни. Каждому дана возможность самому строить свою жизнь. Одно лишь спокойствие и «жизнь в ущелье» не могут быть хорошим выбором. Но и каждый день сжигать себя, устремляясь только в небо, тоже не обязательно. Главное иметь мечту и идти к своей цели. Нужно искать и реализовывать себя. Лишь тогда жизнь будет иметь смысл.

09.11.2015

Posted In: Горький

Leave a Comment

Взросление сквозь «мерзость жизни» по Горькому

Начало жизни – события, изложенные в повести «Детство» — горькая правда о страданиях маленького человека. Переживания и трагедии, хотелось бы, чтобы не касались маленьких сердец, но жизнь распоряжается иначе и Алешина жизнь полна ими. Детское восприятие не имеет под собой опоры взрослой мудрости, и сдержанности, поэтому в детстве переживания наиболее сильны и настолько охватывают ребенка, что, кажется, не выдержит он больше. Но жизнь течет, и события сменяются с негативных на положительные, от которых светлеет на сердце и теплеет на душе.

Набирая крупицы поступков людей, Алеша видит взрослый мир, и автор передает взросление как цепочку преломлений. Именно личностное изложение дает  такой эффект при прочтении этой книги. Пропуская сквозь себя людей и время, Горький впускает в свою душу, и читатель видит, что и каким образом стало решающим в формировании личности писателя.

«Мерзость» противопоставляется светлому образу бабушки, даже в личности деда нет однозначности. Дед со своей жестокостью вполне авторитетный человек, который со своей философией тоже понятен.

Детская душа непосредственна, и тянется ко всему доброму, поэтому даже отрицательные поступки и действительность, которую наблюдает Алеша, не способны сломить и переделать его. Ступенька за ступенькой он следует своему пути, в повести рассказывая это с взрослой точки зрения. Опыт прожитых лет, дает возможность понять, какое огромное влияние оказали люди приходящие в дом к Кашириным, на натуру Алеши. Дикие условия для русского простого народа были нормой жизни, но воспринимались мальчиком как немыслимое стечение обстоятельств.  Возможно, именно благодаря таким условиям, люди, в целом народ, становились такими, какими их показывает автор.

Череда несчастий, наблюдаемых Алешей, была настолько тяжелой ношей, что иногда тоскуя по годам, прожитым с родителями, он выпадал из реальности, таким способом защищаясь от суровости происходящего. Однако, он находил в себе силы, быть добрым и сострадать людям. Жалеть и понимать поступки людей научился он в своем нежном возрасте, что дало некую броню и опыт, которым он и делиться на страницах своих произведений.

08.11.2015

Posted In: Горький, Детство, Сочинение

Leave a Comment

Сочинение на тему «Сердце Данко (по рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)»

Рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль», написанный автором в 1894 году, объединил в себя три романтических новеллы, которые в виде своих воспоминаний открывает слушателям старуха Изергиль.

Рассказ необычайно проникновенный и искренний, наталкивающий читателей на размышления о смысле жизни, о чувстве самопожертвования ради других людей и во имя благой цели.

Центральной историей рассказа является легенда о Данко. Начинается это глубокое и трогательное повествование со слов, напоминающих нам русские сказки о былинных героях:

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь…».

Вот так описывает автор беспроглядную и обреченную на вечный мрак жизнь этих лесных обитателей, которые, не смотря на отчаянное свое положение, даже не пытаются что-либо изменить.

И тут в этом мраке и вечном страхе появляется луч надежды на избавление – появляется смелый, мужественный и красивый юноша, готовый вывести людей к солнечному свету.

Через дебри и мрак лежит путь людей, но их ведет вперед отважный юноша, помогая обессиленным и поддерживая слабых. Данко совершает подвиг во имя людей – он отдает свою жизнь ради их спасения, и даже умирая указывает им верный путь своим пламенным горящим сердцем:

«…Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак… А потом упал и — умер».

Сердце Данко большое и горячее, оно дало людям свет и надежду.

Но, к сожалению, мир не оценил подвига героя и даже не заметил его смерти, но лишь «…один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Да и сам Данко не ждал награды или похвалы, он просто отдал жизнь ради светлого будущего своих соплеменников.

Бескорыстие и самоотверженность героя поражают каждого, кто читает историю о нем. Эта легенда многому нас учит и служит темой для глубоких и вдумчивых размышлений о смысле и цели в жизни.

И, хотя бесстрашный Данко гибнет, его пламенное сердце продолжает жить и гореть в памяти таких же отважных и благородных людей. Романтический образ героя и его подвиг являются олицетворением доброты и любви к своему народу и вдохновляют нас на совершение добрых поступков. 

06.11.2015

Posted In: Горький

Метки: , , , , , , ,

Leave a Comment

Сочинение по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»: «Идея подвига во имя общего счастья»

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — говорил автор произведения М. Горький. Этот рассказ был, несомненно, очень любим писателем. Написанный в ранний творческий период рассказ «Старуха Изергиль» относится к романтической прозе. Для произведений этого направления характерны идеи раскрытия внутреннего мира героя за счет противопоставления себя окружающему миру, осознание грубости, жестокости и непонимания со стороны людей, побег от реальности и вечный поиск себя.

Стремление к высшим ценностям, присущее героям литературных произведений, может выражаться по-разному. Кто-то ставит свою личность превыше всех людей и не старается понять чужую боль, не проявляет сострадания и не оказывает помощи, сосредотачиваясь только на эгоистичном достижении собственных целей. Другой же стремится к свободе и гармонии в мире для всех людей, способен пожертвовать личным счастьем во имя чести и справедливости. Такое разделение персонажей, несущих зло и действующих на стороне добра, характерно для творчества Горького.

Первая часть рассказа посвящена Ларре, сыну орла и красивой земной женщины, убившему из гордости отвергнувшую его девушку. Гипертрофированное себялюбие Ларры переходит в крайнюю степень своего проявления – полное пренебрежение людьми и их желаниями. Он не сделал ничего, за что мог бы требовать особенного почтения к себе — так рассуждает старуха Изергиль. Старейшина наказывает Ларру, обрекая на изгнание и вечное одиночество. «…за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью» — один из аспектов концепции автора, который утверждал, что сильная личность должна проявляться в деятельности во благо людей.

Во второй части Изергиль рассказывает о своей жизни. Как обычный человек, прожив долгую жизнь и пройдя трудный путь, она совершала разные поступки. «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам» — кредо прозы Горького, полагающего, что в жизни любого человека может наступить такой момент, когда потребуется сделать выбор между трусостью и отвагой, эгоизмом и жертвой ради других.

Третья часть произведения повествует о Данко, мужественном юноше, осветившем своим сердцем путь усталым, упавшим духом людям, которые были ожесточены и вели себя, как звери. Пробудив в них упорство и стремление к жизни, сам герой погибает. Люди пошли вперед и даже не заметили гибели Данко, наступив на его горящее сердце.

Поступок Данко – символ бессмертия добра и пример другим людям, зачерствевшим душой, утомленным тяжестью невзгод и прожитых лет. Огоньки его сердца, рассыпавшиеся и вспыхивающие по всей земле, должны помочь зажечь миллионы других сердец, напомнить людям о взаимопомощи, единстве и стремлении во имя общего блага.

05.11.2015

Posted In: Горький, ЕГЭ

Leave a Comment

Сочинение на тему: «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Драматизм пьесы М. Горького «На дне» в первую очередь представлен жестокою простотой самой жизни. Три правды представлены через призму трех персонажей – бедствующих и смирившихся, верующих и верящих в «себя».  Попав «на дно» они продолжают свою линию, сталкиваясь с реалиями жизни.

Ценизм Бубнова – правда субъективного восприятия жизни для смерти. С его точки зрения «живя, чтобы умереть» — ты не присутствуешь в этом мире, тем самым ты лишний, все человечество лишнее. В нем нет веры, согбенный жестокими людскими обстоятельствами, он живет в отрицании всего сущего.

Лука – проводник правды о божьем замысле. Утешитель для страждущих, он находит слова утешения, как профессиональный психолог, как бы сказали в современном мире. Искренно верит скорее не в слово божие, скорее в самих людей с их помыслами: «кто ищет — найдет». Добрым словом помогая, направляя на путь веры… веры в себя. Участие в жизнях случайных людей, сострадание – для него имеют целительную силу для души. Лука считает, что доброе слово и надежда способно подарить человеку веру в собственные силы, привнести свет и в ночлежку, «на дно».  
Правда Сатина – правда о человеке-боге. Он проповедует, что только человек творец себя самого, он обладает силой, и нет смысла в жалости, в сострадании нет пользы. Сатин утверждает, что перестроить мир, «творить» мироздание способен Человек.

Три правды в симбиозе перетекают друг в друга, тем самым представляя троичность восприятия – от циника Бубнова к реалисту Луке, и до идеалиста Сатина. Монолог Сатина в его реальном облике опустившегося пьянчужки о гордом человеке, заставляет сомневаться, гордо ли звучит он – человек, облик которого «на дне».

Людское общество перемалывает души и жизни миллионов – именно эту мысль М. Горький вложил в строки своей пьесы. Тем самым, заставляя задумываться над каждым поступком, каждого индивидуума. Сострадая, путем веры надо жить, борясь с несправедливостью, поддерживая каждого. Хотя такая позиция отнимает большее количество жизненных сил, нежели циничная безучастность или идеализация себя на фоне других личностей.

05.11.2015

Posted In: Горький, ЕГЭ, На дне - Горький

Leave a Comment