Конфликт «героя» со временем

Фрагментарное построение романа, как кусочки пазла не стыкуются в хронологии, но отлично иллюстрируют образ Печорина. Он центровой портрет и мишень Лермонтова. Неоднозначный, не вызывающий отрицания, но заставляющий сочувствовать. Мишень, поскольку время написания самого романа, выдалось реакционным и такого рода личности поневоле становились мишенями для общества.

Образ Григория Печорина собирался из мелочей, которые затронули душу автора, заставили пристально их рассмотреть и явить на суд общества, которое и породило лишнего человека. Заложник образа жизни и своего положения, метящаяся душа, романтик с червоточинкой – он отражение общественной мысли. Как хлыст, его поступки и слова, свистят для слышащих, как пощечина, для  мыслящих.

Прямой конфронтации нет на страницах романа, но противление и непринятие странного индивида, витает в атмосфере. Стандартное истечение бытия множества, проходит параллельно существованию самого Печорина, который пресытившись увиденным, жаждет свежести чувств. Страдая от бессмысленности своей жизни, он рискует, но составляет угрозу не собственной жизни, а жизням людей, обступивших его.

Не вникает он в происходящие события, презирая изначально поведение и эмоции целого пласта общества, тем самым отрывается от действительности. Конфликтуя с устройством жизни большинства, не умеет найти собственное место. Влачит свое бремя, оставляя след на случайных встречных и путниках. Отстраненное и безразличное восприятие им реальности, давит его еще более, загоняя в бессильное огорчение от невозможности уйти от происходящего.

Описанная с трех точек зрения фигура Печорина, запертая в клетке обстоятельств, раскрывается объемнее и включает в себя много черт характеров того времени. Она обличает само общество, с его невозможностью понять и принять таких сильных индивидуалистов. На протяжении всего романа Печорин силиться нагнать, ускользающую от его понимания осмысленность собственной жизни. Отталкивая всех и каждого, он отчаянно цепляется за жизнь, являясь для самого себя самым строгим судией.

12.12.2015

Posted In: Герой нашего времени - Лермонтов, Лермонтов, Сочинение

Leave a Comment

Сочинение: Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Поэма Лермонтова стала настоящей вершиной романтизма в поэзии 19го века. В стихах был создан яркий образ Кавказа, сотканный из экзотических природных пейзажей, картин патриархального быта, колоритных персонажей. Здесь же оригинальный подход к раскрытию образа Демона, согласно современному пониманию проблем личности.

Очеловеченный образ Демона вызывает не страх и отвращение, а сочувствие, сожаление. Главный герой является воплощением абсолютного одиночества, существуя на границе миров. Демон уже не хочет претендовать на власть на небе, но становится жертвой несправедливого мироустройства. Он ищет гармонию, стремясь к справедливости в очень жестоком мире, где борются противоположности, он страдает сам, заставляет людей также страдать.

Сначала, он сеял зло совершенно без наслаждения, но зло ему наскучило. Тогда Демон решил обратиться к обратной стороне бытия. Пытаясь полюбить неземной страстью, уже был готов, вопреки предназначению, начать приносить добро. Он отказался от свободы одиночества в пользу счастья искреннего общения. Но не состоялось примирение с небесами, его оттолкнули. Не сложилась и чистая любовь, Демона заставили стать для возлюбленной Тамары искусителем.

Получается, что в основе порядка, мироустройства лежит дисгармония. Содержание поэмы выходит за рамки исторических воззрений, оно дает эстетическое наслаждение, возбуждает чувство прекрасного.

10.12.2015

Posted In: Лермонтов

Leave a Comment

Анализ стихотворения «К***» («Я не унижусь пред тобою…») М.Ю. Лермонтова

Михаил Лермонтов был человеком тонкой душевной организации, он очень близко к сердцу принимал душевные раны, которые ему наносили светские дамы, отвергая его чистые порывы. Одной из таких женщин в жизни поэта была Наталья Иванова, которой Михаил Юрьевич посвятил стих "К***" ("Я не унижусь пред тобою…").

Известно, что будучи в загородном имении Лермонтов познакомился с Натальей и сразу же в нее влюбился. Когда же девушка ответила ему взаимностью, то выдающийся поэт выражал надежды на совместное будущее с Ивановой. Но, как часто бывает в светском обществе, девушка принимала ухаживания не только Лермонтова, но и других кавалеров. 

Стихотворение, написанное неверной и несерьезной любимой, с первых же строк дает понять, что автор не питает к ней чувств. Его существо заполняет обида и унижение, разочарование и злость, ведь он открыл свою душу, сердце возлюбленной и, в который раз, был обманут. Лермонтов выражает пренебрежительное отношение не только к этой женщине — он презирает их всех. Ему чужды теперь любовь и привязанность, поэт открыто говорит, что теперь любить и страдать будут другие, но не он. 

Несмотря на довольно небрежное, абстрагированное отношение к девушке, которая унизила чувства поэта, Лермонтов выражает сожаления о любви, которая не сбылась, не расцвела в что-то большее, не принесла плодов. Хоть она и была обманом, автор говорит, что был готов на все лишение ради той, единственной. Но ее пренебрежение открыло ему глаза на глупую игру, в которой он был лишь игрушкой в чужих руках. Михаил Лермонтов разочарован в любви — ведь если его обманул "ангел", то можно ли еще кому-то в этом мире верить?

09.12.2015

Posted In: Лермонтов

Leave a Comment

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» Сочинения, ЕГЭ

Стихотворение "Нищий" было написано Михаилом Лермонтовым в 1830 году, когда выдающийся поэт уличил объект своей неутолимой страсти в алчности и подлости, коварности в поступках и отсутствии сострадания. Поэт долгое время, на протяжении 5 лет, испытывал глубочайшую любовь к Екатерине Сушковой, которая с ним кокетничала, а порой и открыто насмехалась над влюбленным Лермонтовым. 

Глазам Михаила Юрьевича предстала картина, когда разодетая дама вручила камень вместо подаяния просящему нищему, совершив злую и аморальную шутку. Вмиг флер любви начал развеиваться и, вследствие этого, мир увидел замечательный аллегорический стих "Нищий". В нем Лермонтов повествует об обездоленном старике, больном и страждущем от голода, который просит милостыни господ, но получает лишь жалкий камень, брошенный ему, как подаяние. Автор сравнивает себя с нищим, ведь он, влюбленный и жаждущий милости и снисходительности женщины, также как бедняк, просящий подаяния, голоден без любви. Но вместо взаимности вынужден получать лишь насмешки, "камни", ранящие душу и сердце. 

Лермонтов говорит о мольбах, о слезах и тоске, которые были вечными его спутниками в надежде получить хоть толику внимания красавицы. Но она обманула чистые и непорочные чувства поэта, разрушила в нем все святое и трепетное, сделав влюбленного нищим. Поставив в конце последней строки знак восклицания автор усиливает сказанные напоследок слова, окрашивая их в цвет негодования и разоблачения. И, это завершение стиха, как будто говорит о том, что более коварные чары кокетки не имеют над ним силы: раскрыв ее личину лирический герой больше не будет стоять  на коленях с протянутой рукой, как нищий — его жизнь ознаменуется новым этапом, в котором нет места жестокой возлюбленной и ее насмешкам.

10.11.2015

Posted In: Лермонтов, Любовь

Leave a Comment

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Поэты часто прибегают к образам моря, бури, одинокой лодки в высоких волнах, чтобы обозначить стремление к свободе, несогласие с внутренними порядками привычного мира. У Михаила Лермонтова в "Парусе" получилось короткое, емкое послание, без лишних слов выражающее сильный протест и готовность противостоять невзгодам.

Парус, управляемый смелым моряком, пытается уйти от спокойных родных берегов, достичь далекого края, переборов жестокую стихию бури и волн. Для паруса покой вообще неприемлем, ведь он живет только в моменты большого напряжения, растянутый ветром.

Чтобы познать тайны бытия, надо убежать в одиночество, которое предпочтительнее сытого существования в мещанском мирке. Тревожное ожидание великих событий, мучительные раздумья над вечными вопросами более достойны для короткой человеческой жизни, нежели безмятежное существование, тихое купание в тепленькой водичке.

09.11.2015

Posted In: Лермонтов

Leave a Comment

Сочинение на тему «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи» (Сочинения, ЕГЭ)

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова много стихотворений, которые он посвятил теме Родины. Эта тема была одной из главных и для других творческих личностей. Кто-то воспевал русский народ и его подвиги над недругами отчизны, кто-то восхищался красотами родной земли. Лермонтова можно назвать продолжателем концепций Пушкина и Радищева, поэт всегда хотел увидеть народ своей страны свободным, счастливым и сильным. Свою родину Лермонтов любил бесконечно.  

Познакомившись со стихотворением поэта, которое называется «Тучи», можно понять, что сначала Лермонтов сравнивает себя с тучками. Как и себя, он называет их изгнанниками. Но через несколько строк он уже противопоставляет себя, написав, что тучам «чужды страдания». Действительно, ведь у туч нет родины, расставаться с родными местами им не жаль.

В своем стихотворении Лермонтов указывает, почему человек может быть гоним, что за причины могут заставить его покинуть отчий дом. Среди доводов поэт указывает не только на «судьбы решения», но и на такие человеческие качества как злоба, сплетни, клевета и зависть. Покинув родной край, человек остается один без поддержки друзей и близких. На кого ему надеется, кто поймет его? Ответ на этот вопрос Лермонтов в стихотворении не дает.

Основная мысль стихотворения «Тучи», которую хотел донести до нас автор, заключается в разобщенности человека с окружающей природой. Лермонтов противопоставляет изгнанного поэта со свободной природой, пламенность с холодностью, страдание с бесчувственностью. Тучи в стихотворении Лермонтова – это символ вечного поиска и свободы. С особой силой звучит финал стихотворения – чувство одиночества и личной несвободы.  

09.11.2015

Posted In: Лермонтов

Leave a Comment

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…»

Русский род Лермонтовых берет свое начало от шотландца Георга Лермонта, перешедшего на службу в царскую армию в 1613 году. Шотландский род Лермонтов прославил Томас Лермонт, провидец и бард, служивший при дворе короля в 13 веке. Свои пророчества Томас делал в стихотворной форме и весьма талантливо. Его версия «Тристана и Изольды» была написана сложным размером, который трудно давался его современникам — менестрелям. Славный предок имел не менее славных потомков.

Лермонтов и Байрон состояли в дальнем родстве. Родство это оказалось не только генетическим, но и литературным. Хотя Россия и узнала Байрона с опозданием, он стал для поколения Лермонтова истинным «властителем умов». Русский байронизм, центральной фигурой которого является Пушкин, оказал сильное влияние на творчество Лермонтова. Романический герой Байрона уже испытал разочарование в идеалах буржуазной революции, хотя и все еще скорбно бросал вызов «палачам свободы». Романтический герой Лермонтова же еще только на пути поиска этих идеалов. И в этом поэт видит разницу между собой и своим кумиром, говоря: «Нет, я не Байрон…».

Михаил Юрьевич не отвергает духовную общность с Байроном, они оба противопоставлены современному им обществу. Но судьбу русского поэта Лермонтов считает более трагичной. Долг его – доносить до современников идеи гуманизма в атмосфере страха, в период жесточайшей политической реакции, в эпоху «безвременья».

Строка «Я раньше начал, кончу ране…» еще раз напоминает о родстве Михаила Юрьевича с легендарным шотландским прорицателем, зашифровывавшим свои предсказания о фатальных событиях в стихах. Лермонтов ясно предвидел свой ранний уход. Мистическим образом его Грушницкий перед дуэлью с Печориным говорит те же слова, которые потом будет говорить в полиции Мартынов: «Нам двоим на земле нет места…».

09.11.2015

Posted In: Лермонтов

Leave a Comment

В чем заключается противоречивость характера Печорина? (сочинение)

Центральный персонаж романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" — Печорин — сложный и глубокий человек, внутренний мир которого противоречив и непредсказуем. Описав его в поступках и взглядах со стороны, автор наделил своего героя теми качествами, которые были присущи человеку того времени, делая его порождением своей эпохи. Персонаж получился ярким и глубокий в своем трагизме, что вызвало массу пересудов и осуждения, многие обозначили Печерина безнравственным и эгоистичным, но таким ли он предстает на самом деле?

Будучи собирательным образом, своеобразным ярким представителем времени, в котором рожден, Печерин неоднозначен. Его поведение можно толковать по разному, но во всех поступках и словах героя читается некая двойственность. Углубившись в его внутренний мир становится очевидно, что Печерин не злобен и, в какой-то степени, даже добрый человек, но его поступки и слова несут боль окружающим, а для некоторых героев и вовсе фатальны. В то же время он проявляет отстраненность и бесстрастность ко всему, что происходит с ним в жизни, а в следующий момент живет жадно и ненасытно. Сам же Печерин называет себя то моральным калекой, то человеком скучающем на балу, то, и вовсе, признает двойственность натуры. Он говорит о сочетании двух людей в одном теле, один из которых совершает поступки, а другой лишь созерцает и осуждает первого. 

Казалось бы, в Печерине сочетаются несовместимые вещи: фаталист, понимающий бесполезность всего в жизни и человек, живущий с завидной жаждой и целеустремленностью, который получает желаемое, не смотря на преграды и не считая потери. Но в этом и заключается трагизм образа — он не задумывался о жизни и чувствах окружающих, он был слишком углублен в себя. Занимаясь самокопанием и поиском смысла на вопросы, не имеющие ответов, Печерин не замечал рядом людей и не пытался сделать кого-то счастливым. 

07.11.2015

Posted In: Герой нашего времени - Лермонтов, Лермонтов

Leave a Comment