Анализ комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

«Недоросль» — остросоциальная комедия, которая с издевкой фокусирует свет на недоросших духом. Предъявленные в комедии образы, показаны в своей повседневности, но простираются много после границ комедии. Это как крупица, выбранная требовательной рукой Фонвизина, из многообразия и ложного блеска современного ему общества.

Высмеивает Простакову, обличает Скотинина, озвучивает через Стародума свои мысли о роли дворянской верхушки, тем самым сталкивает и противополагает праздность и жестокость существования незрелых духом личностей и вдумчивых и зрелых персон. 

В комедии есть много циничных сцен из жизни Простаковой, она слепа в своей безграмотности, и не стремиться стать лучше. Она видит опору своего положения в «законе», по которому она права во всех своих действиях. Принижая и уничижая своего мужа, она живет без оглядки. Пред лицом власть имущих она пресмыкается, во всем стараясь выгадать, крепостные же – в ряду своем все скоты, и не достойны человеческого расположения.  И только в сыне своем – недоросле она видит родную душу, тем не менее, не зная его ни сколечко. Фигура Митрофана далеко не цель написания комедии, она скорее показатель никчемности помещичьего класса.

Скотинин, воспитанный в той же среде что и Простакова, «по-скотски» обращается с крепостными, видя смысл жизни в том, что вся вина должна быть наказана. Развитие произведения Фонвизина, скорее сатирическое, с подтекстом всего обрисованного сюжета. Мир Простаковых и Скатининых как собственная вселенная со своими законами существования, всей своей невежественностью подминает под себя людей, судьбы, жизни. Пытается продлить свои границы и дальше в высший свет.  

Стародум же в комедии проводник воспитания духовного, справедливого отношения к людям, выводит мысль о том, что дворянин истинный служит Отечеству и помогает нуждающимся. А нуждающиеся по комедии — это в первую очередь крепостные, жестоким самовластием помещиков поставленные в условия выживания. Дворянство, по духу благородное, не может противостоять грубости и наглости помещиков.

Комедия Фонвизина выступила как предшественник революционных мыслей, с циничной иронией явившая пороки общества, наблюдаемого писателем.  

13.11.2015

Posted In: Недоросль - Фонвизин, Сочинение

Leave a Comment

Сочинение на тему «Анализ комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Недоросль» занимает определённое место в развитии драматургии. В период выхода пьесы в свет на театральных подмостках царил классицизм. Фонвизин был сторонником просвещения, поэтому объединил в пьесе два стиля: классицизм и реализм.

Произведение построено по канонам классицизма и реализма. Действие происходит в доме Простаковых. Начало комедии описывает быт заурядных дворян того времени. Госпожа Простакова представлена как собирательный образ господ. Она считает, что имеет право творить все по своему усмотрению, ссылаясь на указ государя.

Её трактовка закона противоречит основному смыслу. Нельзя угнетать своих крестьян, чинить над ними расправу. Но Простакова, не имея образованности, делает все как угодно ей.

Желание госпожи Простаковой распоряжаться чужими судьбами показано в комедии «Недоросль» стремлением выдать замуж Софью. Девушка по воле судьбы стала заложницей тёти, которой важны связи, богатство. Мужем для Софии избран Скотинин (брат Простаковой), которому интересно только разведение свиней. Женитьба – повод расширить свои владения.

И все бы могло состояться, если бы автор не изменил ход событий письмом, которое получила Софья от дяди Стародума. Герои узнают о хорошем наследстве, которое Стародум оставляет племяннице для возможности выйти замуж за достойного человека.

Простакова меняет ход действий, желая выдать Софью за своего сына Митрофана. Именно теперь автор сталкивает между собой героев разных лагерей.

Один лагерь – это развращённое дворянство, которое стало результатом европейского воспитания, когда не важны умственные способности человека. Добиться успеха можно связями, умением подлизаться к важному чину.

Простакова, давая образование Митрофанушке, не заботится о его просвещении. Учёба – это лишь дань моде, а знания ему ни к чему. Ведь её отец был против любой образованности.

Автор высмеивает такое положение дворянства и надеется, что правительство примет меры по устранению невежества у дворян.

Второй лагерь — это положительные герои, в которых заложены взгляды автора: Стародум, Софья, Правдин, Милон. Эти персонажи, возможно, слишком идеализированы. Но в них представлен собирательный образ людей эпохи Фонвизина, которых он встречал. Достойный дворянин должен жить не ради чинов, наград, материального достатка. Быть образованным, служить добросовестно Отечеству, заботиться о благосостоянии людей (в том числе крестьян). Тогда Россия вылечится от недуга самодурства, невежества дворян.

Митрофанушка стал в комедии образом нового поколения, которое являлось «недорослями» в уме, поступках, воспитании. Надежда на перемену видна в решении отправить Митрофана на службу, которая должна пойти на пользу, искоренить неправильное воспитание матушкой.

Опека Правдина над имением Простаковых – это надежда на разумное управление государством, создание условий для просвещения в России.

 

01.11.2015

Posted In: ЕГЭ, Недоросль - Фонвизин, Сочинение

Leave a Comment

Сочинение на тему «Семья Простаковых в комедии Фонвизина «Недоросль»

Семья Простаковых – как социальное явление

Денис Фонвизин – яркий представитель высокообразованного, интеллигентного, прогрессивного российского дворянства конца XVIII века. Однако, крепостничество в то время переживало период своего расцвета, и в обществе сформировалась отдельная группа дворян-крепостников, которые уже перестали выполнять основную функцию передовой и образованной прослойки общества.

Они проживали в своих имениях изолированно и становились там царьками местного значения, причем они уже не имели и не хотели иметь никакого образования, им достаточно было для безбедного и вольготного проживания той неограниченной власти, которой они обладали над другими людьми – своими крепостными.
ОНИ ВЕЛИ СЕБЯ С КРЕПОСТНЫМИ НЕ КАК С ТАКИМИ ЖЕ, КАК И ОНИ, ЛЮДЬМИ, А КАК СО СВОИМ ДОМАШНИМ ИМУЩЕСТВОМ. ПРИЧЕМ НЕВЕЖЕСТВО ИХ И СУМАСБРОДСТВО ДОХОДИЛО ЗАЧАСТУЮ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ, ЧТО ОНИ ТЕРЯЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЛИК.
Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме крепостничества, Фонвизин и написал свою комедию «Недоросль», в которой представил на суд зрителя жизнь и поведение провинциальных дворян-крепостников Простаковых.
Подробная характеристика членов семьи Простаковых

Провинциальная чета помещиков Простаковых – это батюшка с матушкой и их шестнадцатилетний горячо любимый сын Митрофанушка. Помещица Простакова – невежественная и очень сумасбродная женщина, которая по отношению к своим крепостным проявляла крайнюю жестокость и тиранию, а по отношению к сыночку исключительную недальновидность и бестолковость.

Муж в этой семье не играл какой-либо значительной роли, он был подкаблучником и бессловесным исполнителем воли жены. Но зато сынок был полным самодуром, тираном и деспотом всей своей семьи.
ПРИЧЕМ ОТЛИЧАЛСЯ МИТРОФАНУШКА  КРАЙНЕЙ БЕСТОЛКОВОСТЬЮ, НЕСПОСОБНОСТЬЮ И НЕЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬСЯ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЛЕНОСТЬЮ И ИНЕРТНОСТЬЮ.
Желая пускать соседям пыль в глаза и производить впечатление грамотных и образованных людей, Простаковы нанимали для сыночка модных педагогов, правда, один из учителей не сумел сколь-нибудь значительно продвинуться с Митрофанушкой в изучении ни одной из наук.

Изобразив эту почтенную семейку в своем произведении, Фонвизин рассчитывал привлечь внимание к проблеме крепостничества и как-то решить ее, поскольку злонравие в семьях крепостников расцвело уже пышным цветом.

12.09.2015

Posted In: Недоросль - Фонвизин

Leave a Comment

Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонзивина, которую без преувеличения можно считать шедевром ранней русской драматургии.

Сюжет комедии
Все пять действий произведения проходят в деревне Простаковых, где ведут примитивную дворянскую жизнь господин Простаков, его жена и сын Митрофанушка. В образе этой семьи, автор хотел передать все негативные черты и пороки тогдашнего дворянства.

Один из главных героев, Митрофан, отличается  отсутствием нравов, грубым поведением и  отсталыми взглядами на образование. У него нет никаких жизненных целей, кроме того, чтобы поест и повеселится.
В картине затронута тема отношения между помещиками и крепостными. Простые люди, такие как Тришка, девка Палашка, часто терпят унижение и оскорбления со стороны Простаковых.

Молодой Простаков не стесняется применять физическую силу по отношению к своим крепостным.
Госпожа Простакова поощряет действия сына и нередко сама бьет крепостных.

Семейные отношения Простаковых
Отдельного внимания стоит анализ отношений между членами семьи Простаковых. Госпожа Простакова, абсолютно невежественная, бестактная и жестокая особа. Она обращается грубо не только с крепостными, а и своими близкими. Отсутствием манер также отличается брат Простаковой, Тарас Скотинин.

Простакова любит слепой материнской любовью своего сына, постоянно проявляет снисходительность к нему и даже восхищается откровенными нравственными пороками Митрофанушки и грубостью по отношению ко всем, в том числе и самой Простаковой.
Господин Простаков осуждает воспитание родного сына, но страх перед женой заставляет его оправдывать все ее поступки.

Мысль автора
На примере семьи Простаковых, Фонзивин с помощью  комедийного жанра пытается осудить жестоких, самовлюбленных, порой даже бесчеловечных помещиков, которые хотят взять верх над людьми из благородного общества, таких как Стародум, чиновник Правдин и храбрый молодой офицер Милон. Имена  и фамилии персонажей выбраны не случайно, и дополняют черты их характеров. Финал комедии изображает, до каких последствий может привести жажда власти, денег и тщеславие.

12.09.2015

Posted In: Недоросль - Фонвизин

Leave a Comment

Сочинение по произведению Фонвизина «Недоросль»

Выдающееся произведение прошедшее через века

Денис Иванович Фонвизин выдающийся русский писатель, политический деятель, передовик социальной идеи и просто высокообразованный человек. Он стал одним из ярких представителей русской литературы 18 века. Его произведения поражали и покоряли мир. И пронесясь через года и столетия чаруют нас своими строками. А его творение «Недоросль» которое написано в антикрепостническом духе приобрело колоссальный успех и заслужило уважение у читателей. Творчество Фонвизина внесло огромную лепту в мировую сатирическую литературу.

В своем произведении он смог очень точно и красочно сделать из приусадебного уголка общественную трибуну и осудить ее. Он выставил все больные места того времени на всеобщее обозрение.

Комическое произведение с реализмом в жизни

На первый взгляд нам покажется это произведение достаточно комичным и ироничным, но вникнув в него мы увидим настоящую жизнь общества с ее пороками и недостатками.
С первых моментов мы попадаем в помещичью усадьбу, в которой сразу заметен беспредел. Перед нами привстает народный умелец Тришка, который сшил кафтан Митрофану. Но вместо благодарности он получает нагоняев, брани и порки. Но не только от хозяина усадьбы достается бедному умельцу. Хозяйка Простакова бессердечная и злая. Она не скупится в высказываниях о Тришки.
Но больше всего достается их служанке Еремеевне. Она получает копейки за свой труд, зато хлопот и брани хоть отбавляй.

По своей жестокости и отношении к людям похож и Скотинин. Он собирает оброк и благодаря крестьянам восполняет свои убытки.

На протяжении всей комедии Фонвизин разоблачает и указывает на скотскую сущность помещиков. Иногда с иронией, завуалировано, в шутку. А иногда и в открытую.
Но хамское и скотское отношение помещиков к людям не обусловлено сугубо их характерами. Они уверены в своей безнаказанности. Они твердо знают что охраняемы государственным самодержавным законодательством.
В этом произведении, очень характерно показано растлевающее значение крепостного права и его пагубное влияние на дворян. Они родившиеся в то время просто развращены рабством крестьян.

12.09.2015

Posted In: Недоросль - Фонвизин

Leave a Comment

Сочинение по произведению Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Свою замечательную пьесу «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин создал в конце XVIII века. Однако, и по сей день ее читают и над ней смеются, ее ставят в театрах и зрители с удовольствием посещают эти постановки. Чем же так пленяет читателей и зрителей вот уже на протяжении двух веков эта комедия?

В своем произведении Денис Фонвизин создает галерею характеров всех представителей современного ему российского общества – дворян, помещиков-крепостников, модных учителей, крепостных крестьян, образованных молодых людей.
И делает это так мастерски и с таким юмором, что произведение его неизменно вызывает улыбку у каждого читателя.

Портрет провинциального дворянства, созданный Фонвизиным

Главные герои пьесы, помещики Простаковы и их шестнадцатилетний сын – недоросль Митрофанушка живут в своем имении с братом помещицы Скотининым. С ними же живет молоденькая симпатичная девица Софья, особа живого ума и веселого характера. На ней хочет жениться брат Простаковой Скотинин, который очень нежно и трепетно любит… Софьиных свиней и ее деревеньки.

Это обстоятельство радует всех, кроме Софьи ровно до тех пор, пока не выясняется, что ее богатый дядюшка оставляет ей большое наследство.
Тут уже Простакова решает, что жениться на богатой наследнице должен непременно ее ужасно ленивый, бестолковый и необразованный сынок.

Неожиданно приезжает богатый дядюшка, который хочет увезти Софью в город и выдать замуж за весьма достойного и прекрасно образованного молодого человека, к которому Софья, к тому же, испытывает взаимную привязанность.

Но наша помещица начинают плести интриги, она дерется с братцем, ссорится с мужем, устраивает похищение невесты. Заканчивается все тем, что некоему Правдину поручают опеку над деревеньками Простаковых из-за того, что их хозяева не могут нормально владеть собой. Софья с дядюшкой уезжают, Митрофанушка грубит своей матушке, и помещица падает без чувств.

На чьей стороне симпатии автора и читателей пьесы

Автор хотел показать всех провинциальных дворян в гротескном свете, он глубоко осуждал их бездушие, леность, нежелание получать образование и совершенствоваться. Больше всего смеха вызывают сцены пьесы, в которых учителя пытаются научить Митрофанушку грамоте и арифметике, не может не вызвать улыбки утверждение его матушки, что коли денег нет, то и считать ничего не надобно, а коли деньги есть, то и сочтутся они как-нибудь сами собой.

В конце пьесы выясняется, что самый ценный и лучший из учителей Митрофанушки Вральман на самом деле бывший кучер, а в учителя

12.09.2015

Posted In: Недоросль - Фонвизин

Leave a Comment

Сочинение по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»

В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина поднимаются проблемы социальных устоев времен крепостничества, бездумной власти мещан, руководствующейся обманом, невежеством и беспринципностью, противостояния интеллектуально развитого мышления беспросветной глупости и нежеланию морально развиваться.
Воспитание
Комедия изначально была призвана обличить недостатки и пороки воспитания детей мещан. Но впоследствии эта проблема несколько задвинулась на второй план.
Фонвизин, следуя устоявшимся традициям в написании произведений данного жанра, знакомит читателей с двумя противоположными группами героев. Положительными образами можно считать Правдина, Стародума, Софью, Милона, яркими представителями негативной стороны — Скотинина, Простакову и Митрофанушку.
Автор явно не согласен с господствующей на то время системой воспитания детей. Он выступает приверженцем прогрессивных методов, ратует за изменение закостенелых устоев и норм, которые толкают к деградации не только подрастающее поколение, но и общество в целом.
В диалогах Стародума, репликах Правдина можно без труда увидеть позицию Фонвизина в отношении устаревшей системы воспитания. Их слова пылки и порой пафосные. Но писатель понимает, что только лишь радикальным воздействием можно сдвинуть заржавевшие колеса системы с мертвой точки и направить нравственное воздействие на молодежь в нужное русло.
Общественные устои
Самой пронзительной нотой в проблематике произведения звучит беспредельный произвол деспотизма помещиков по отношению к своим крепостным. Простакова же выступает не только тираном для слуг, но также изводит жестокостью и грубостью свою семью.
Общественный крепостнический порядок тесно переплетен с распространяющимся невежеством среди помещиков. Фонвизин понимает, что необразованность является прекрасным удобрением для процветания рабовладельческих настроев, жестокого отношения к подчиненным и, как следствие, упадка уровня благополучия всего государства. В своей комедии он заявляет об этом во всеуслышание.
«Недоросль» является оригинальным способом высмеять закостенелые нравы российского общества той эпохи и обличить преступное положение вещей в отношении воспитания молодого поколения и привития ему высоких нравственных идеалов.

12.09.2015

Posted In: Недоросль - Фонвизин

Leave a Comment

Сочинение на тему «Смех сквозь слезы (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)»

Смех сквозь слезы.

Комедия Фонвизина «Недоросль», на первый взгляд смешна тем, как автор описывает глупость дворянских детей. Задумавшись, становится грустно и не смешно, глядя на несчастных родителей, которые не могут найти общий язык со своими детьми, которые их высмеивают и считают их мнение устаревшим.

Смешной в комедии является вся семья Простаковых и особенно поведение матери. Автор высмеивает ее отношение ко всем окружающим и даже собственному сыну. Она считает своего сына Митрофана, образованным, умным человеком, но это не является действительностью.

В дальнейшем к ней придет осознание своего ошибочного восприятия, но время ушло.

Обязательное образование.

Во времена правления Петра Великого все дети высшего, дворянского сословия должны были проходить службу. Тогда были изданы указы, о том, получение образования, и знание какой либо специальности обязательно, и для вступления в брак и самое важное для прохождения воинской службы.

В те времена и разворачиваются события этой комедийной пьесы. Автор пытается поведать нам, о том, что часто дворянские дети были безграмотны, бестолковы и безнадежны, в жизни у них было все, и добиваться целей они не привыкли. Автор покажет нам, на примере семьи Простаковых, как горько приходится матерям таких детей.
Недоросль.

Митрофанушка, любимый сынок недоучка, зажиточной дворянской семьи Простаковых, именно вокруг этой семьи разворачиваются события. Его жизнь проходила день за днем, у него были свои развлечения. Учиться Митрофанушка не хотел и не считал нужным, ему казалось, что получение образования это прихоть его дурной мамаши, навеянная временем.

Сама Простакова была настоящая фурия, бесчеловечная, грубая и жестокая. Она не уважала ни крепостных работающих на нее, ни когда-то горячо любимого мужа.

Ей хочется иметь власть над всеми людьми.

Каждый день Простакова наводит все больший страх и испуг на всех жителей поместья и на всех членов семьи. Не задумываясь о последствиях, главная героиня все больше забрасывает бранью окружающих, теряя при этом человеческий облик.
Мораль.
За лицом сильной женщины, пыталась спрятаться слабая и ранимая женщина внутри. Но после вмешательства Милона, жизнь Простаковой меняется, и уже мы видим не властного холерика, а плачущую меланхоличную женщину.

Осознав тот факт, что в скором времени она может лишиться поместья, хозяйка идет на унижения и на коленях умоляет оставить ее, тех людей, на которых совсем недавно обрушивала шквал ненависти и злобы. Жалости к ней не было. За поддержкой она обращается к сыну, но Митрофан, воспитан не понимающим и безграмотным не может утешить мать. Простаковой пришлось пожалеть, что сын неуч, не имеет сочувствия даже к семье.

Проблемы воспитания и взаимоотношений в семье описывает автор, побуждая читателя заняться самообразованием и найти свое место в социуме.

11.09.2015

Posted In: Недоросль - Фонвизин

Leave a Comment