Анализ стихотворения «Элегия» Пушкина

Стихотворение «Элегия» Пушкина написана в привычном для автора дистихе с пятистопным ямбом по мотивам  римского элегического двустрофного стиха, только в видоизмененной форме, свойственной больше русской поэзии. То есть, сама суть произведение осталась – философско-меланхолическое настроение, но гекзаметр-пентаметр построены не по древнеримским канонам изложения. Поэтому оно звучит мелодичнее, что свойственно манере написания Пушкина.   

Как и в классической элегии, в произведении Александра Сергеевича есть контраст между первой и второй строфой. В первой слышится уныние, неуемная тоска и обреченность, но во втором уже проскакивают возрождающие позитивные нотки. Если вначале Пушкин жалеет об ушедших днях, жалуется на свою тяжелую жизнь и пророчит нелегкое и горестное будущее:

«..Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море»,

То уже в следующей строфе заметен резкий поворот – жажда жизни и надежда на будущие счастливые моменты, которые утешат его. Здесь он раскрывает парадокс творческой личности:

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».

Как нелегок бы был путь поэта, но в этом он находит вдохновение для своего творчества. В тот сложный для Пушкина, но плодотворный «болдиновский» период, в нем еще есть силы и надежда, а также грезы о любви (вероятнее всего мысли о своей невесте Наташе Гончаровой), которая согреет его последние года жизни:

«…И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной».

В древнегреческой и римской элегии ударения слов не являлись частью ритма стиха, также как не встречалось пятистопного ямба. Но, несмотря на эти отличия, произведение Пушкина «Элегия» можно назвать классическим примером элегического стихотворения, но уже русской литературы, красивым и печальным.        

09.12.2015

Posted In: Пушкин

Метки: , ,

Leave a Comment

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которое называется «Узник», является одним из «узнаваемых» в творчестве этого автора. Произведение было написано им в 1822 году. В этот период Пушкин находился в «южной» ссылке.

Постоянная служба поэта находилась в то время в городе Кишинев. Приехав в это место, поэт был сильно поражен и изумлен разительными переменами, которые произошли в городе. Раньше здесь были цветущие крымские берега и великолепное море, а, приехав к месту службы, Пушкин увидел лишь бесконечные степи, которые были выжжены беспощадным солнцем.

Но не только природа огорчила поэта. В Кишиневе у Пушкина не было друзей и соратников. Его работа была однообразной и скучной. Кроме того, свободолюбивый Пушкин был полностью зависим от начальства. В такой сложившейся ситуации творец чувствовал себя пленником в запертой темнице. В этот период и было написано стихотворение «Узник».  

Основная тема этого произведения – это тема свободы, которую Пушкин воплотил в образе орла.  Наш лирический герой – это пленник, который вырос в неволе. Свобода нашему лирическому герою не известна, но, тем не менее, он стремится к ней. К свободе герой призывает орла, к которому обращается со словами: «Давай улетим!» Пушкин ассоциирует свободу с птицей, которой, как и любому живому существу, свойственно это состояние.  

Стихотворение «Узник», впрочем, как и большинство произведений Пушкина, делится на части, каждая из которых отличается друг от друга тоном и интонацией. Эти части не являются контрастными, но тон лирического героя от строчки к строчке становится все взволнованнее. Уже во второй строфе спокойное начало стиха превращается в пылкий призыв к свободе. Своего пика стихотворение достигает в третьей строфе, и на самой высокой ноте он словно зависает. Заканчивается стихотворение «Узник» спокойными словами «… лишь ветер… да я!»  

19.11.2015

Posted In: Пушкин

Leave a Comment

Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»

У богатого помещика Гаврилы Гаврилыча Р. была семнадцатилетняя дочь – красавица Маша. Многие молодые люди искали ее общества, но  сердце Маши принадлежало прапорщику Владимиру, который проживал в соседней деревне.


Владимир предложил Марье Гавриловне выйти за него замуж втайне от родителей. Юные влюбленные были уверены, что отец Маши не даст согласия на брак, ведь дочь была завидной невестой, а у Владимира не было ни гроша за душой.


Молодые люди договорились встретиться в селе Жадрино, где их должны были обвенчать. Прапорщик уже уговорил батюшку и нашел свидетелей.


Вечером за Машей приехал кучер Владимира. Девушка тайком вышла в сад, уселась в сани, и они отправились в путь. На улице разбушевалась сильнейшая метель.


Владимир тоже отправился в Жадрино, но из-за сильной метели заблудился и добрался до места лишь утром. На дверях церкви висел замок.


Примерно в то же самое время Марья Гавриловна вышла из своей комнаты в родительском доме. Девушка казалась спокойной и вела себя как обычно, но вечером слегла с горячкой. Бредя, она невнятно бормотала о своей любви к Владимиру. Помещик с супругой, подумав, что причиной недомогания дочери стала несчастная любовь, приняли решение выдать ее замуж за Владимира. Они пригласили его к себе, но прапорщик к их удивлению ответил, что они больше никогда  его не увидят, и укатил в армию. В битве под Бородино он получил ранение и вскоре скончался. Умер и отец Маши – Гаврила Гаврилыч, оставив ей большое наследство.


Вскоре окончилась война, и Маша познакомилась с полковником Бурминым, проводившим отпуск в соседнем имении. Молодые люди симпатизировали друг другу, но что-то удерживало их от серьезного разговора.


Наконец, Бурмин решился. Найдя Марью Гавриловну гуляющей по саду, офицер признался, что любит ее, но не может сделать предложение, так как по нелепой случайности уже состоит в браке. Он рассказал ей невероятную историю о том, как однажды, во время сильной метели, заблудился и случайно набрел на церковь. Там было много людей, которые, казалось, приняли его за кого-то другого. Священник подвел его к молоденькой девушке и начал обряд венчания. Бурмин не возражал, ему было любопытно, чем все закончится. После завершения обряда барышня, взглянув на него, лишилась чувств. В наступившей суматохе Бурмин выбежал из церкви. До сих пор он ничего не знает о своей супруге.


«Так это были вы!» — воскликнула Маша. Бурмин бросился к ее ногам.

 

15.11.2015

Posted In: Краткое содержание, Пушкин

Leave a Comment

Краткое содержание повести Пушкин А.С. «Метель»

Повесть гениального Александра Сергеевича Пушкина «Метель» рассказывает об удивительной и запутанной истории любви. Но обо всем по порядку.

Владелец поместья Ненарадово почтенный Гаврила Гаврилович имел все, что нужно для счастья – просторный дом, хорошую жену и красавицу дочь Машу. Помещик на всю округу славился своим гостеприимством и очень многие пользовались этим.

Но особенно частили заезжать в поместье молодые люди, и все из-за несравненной и юной Марьи Гавриловны. Однако красавица никому не отвечала взаимностью, так как тайно была влюблена в армейского прапорщика Владимира, ничего не имеющего за душой.

Отец Маши мечтал о лучшей партии для своей единственной дочери, но сердцу не прикажешь. Зная, что благословения от папеньки девушка не получит, она решается на побег со своим возлюбленным и дальнейшее тайное венчание с ним.

Владимир разрабатывает целый план этого рискованного мероприятия. За Машей в условленное время должны были приехать сани и отвезти ее в соседнее село Жадрино, где в церкви и должен быть совершен обряд венчания с женихом. Кстати, по плану Владимир намеревался приехать на место заблаговременно до прибытия невесты.

Но где-то все пошло не так. А именно в сценарий внесла свои корректировки сама матушка-природа и молодой прапорщик по пути к своей возлюбленной попал в сильнейшую метель, заплутал и потерял дорогу.

Тем временем Марья Гавриловна, прибывая в сильнейшем волнении, уже ждала жениха у алтаря. Проезжавший мимо церкви гусарский полковник Бурмин, увидев огоньки решил узнать, что здесь происходит в столь поздний час. Он увидел в церкви молодую девушку, а люди, находившиеся там, вели себя так, будто ждали именно его. Догадавшись, что его принимают за жениха, который опаздывает на собственное венчание, бравый полковник не придумывает ничего лучшего, чем выдать себя за него.

Забавы ради, он проходит весь свадебный обряд, и венчается с Марьей вместо Владимира. Внимательности девушки остается только позавидовать, она поняла, что вышла замуж за другого только, когда тот склоняется к ней для поцелуя. «Не он, не он» — закричала чувствительная Маша и упала в обморок.

Владимир же наконец под утро таки добрался до церкви, когда та уже была заперта.

Тем временем, Марья вышла наутро из своей комнаты, как ни в чем не бывало. Она вела себя спокойно, но только вот, как в бреду, все время повторяла имя Владимира и слово «тайна». Сердобольные родители, обеспокоенные состоянием здоровья дочери, все-таки соглашаются выдать ее замуж за Владимира. Но тот в ответ на приглашение приехать в поместье, отвечает грубо, что его ноги больше там не будет.

Далее события развиваются так – Владимир отправляется на фронт (шел 1812 год) и, получив ранения под Бородино, через какое-то время умирает.

Марья Гавриловна не то, чтоб очень горевала, поскольку вскорости влюбляется в гостившего неподалеку бравого полковника, даже не подозревая, что это тот самый псевдо-жених, за которого она когда-то вышла замуж по ошибке.

Бурмин отвечает взаимностью на чувства Маши, но их обоих от объяснения что-то удерживает. Наконец, полковник решается и рассказывает свою историю о венчании, шутки ради, с незнакомой девушкой. Марья понимает, что речь идет о ней:

«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…».

15.11.2015

Posted In: Пушкин

Leave a Comment

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***»

Пушкинская любовная лирика в свое время была пополнена чудесным стихотворением, самым проникновенным, трепетным и гармоничным – это стихотворение посвященно Анне Петровне Керн «К***». В нем он сумел уникально выложить свои чувства к женщине, красотой которой он был просто очарован. Впервые он встретился с этой девушкой в доме Олениных в Петербурге, в начале 19 века. После этой встречи прошло томительных 6 лет, и их взгляды снова встретились. Эта встреча всколыхнула в поэте его чувства и пробудила душу поэта. Он вновь увидел тот прекрасный образ, который вошел в его сознание на всю жизнь « как мимолетное виденье». Он вспомнил то «чудное мгновение», которое вмиг всплыло в его воспоминаниях.

«Гений чистой красоты» — это образ земной женщины, который явился перед поэтом во всей своей красоте.

Затем следуют автобиографические строки. Поэт вспоминает те годы, которые были прожиты им в Петербурге «в томленьях грусти безнадежной», описывает свои чувства в годы южной ссылки — «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», и вспоминает ссылку в Михайловске, о тех тяжелых и мрачных днях, которые ему пришлось провести в глуши «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»

В тех словах были выражены не только тяжелые воспоминания поэта, но и его память, ведь «милые черты» не могут просто так исчезнуть, а «голос нежный» — он продолжает звучать в его душе. На протяжении всего стихотворения  мы встречаем лишь рифмы притязательные, наполненные гармонией и песенностью.

Но, внезапно эта гармония обрывается. Такая милая и божественная нежность уступила свое место бурной страсти, в которой поэт ощутил приплыв творческих сил и вдохновения.

Ведь «душе настало пробужденье:
и вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты».

И вновь душа развернулась, а сердце поэта бьется «в упоенье». Он вновь увидел этот образ «чистой красоты». Поэт снова почувствовал себя счастливым от вида этой красоты, которая принесла ему ни с чем несравнимое блаженство.

Стихотворение «К***» — это тема любви, которая удачно переплетается с философскими размышлениями поэта о своей личной жизни, о его тягостных ссылках и о возрождении его творческих сил. Ведь именно «гений чистой красоты» снова вернул поэта на путь творчества.

«Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…»

 

13.11.2015

Posted In: Пушкин

Leave a Comment

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»

В 1820 году Александр Пушкин был отправлен в ссылку из-за немилости императора, вызванной фривольными сочинениями. Поэт по пути в Бессарабию, где ему надлежало провести время заточения, бывал проездом во многих городах, но больше всего его тронул пейзаж Черного моря в Феодосии. То ли от того, что Пушкин ранее не видел моря, то ли от печального настроения, он написал под воздействием нахлынувших чувств стихотворение «Погасло дневное светило». 

Доминирующим настроением стиха стала печаль и апатия. Пушкин, не зная сколько продлится его ссылка, был крайне обескуражен и мрачен, его посещали весьма грустные и унылые мысли. Таким получилось и стихотворение — в нем нет привычных для поэта восхищений и лаконичных эпитетов, его не вдохновляет даже картина прекрасного и непокорного моря, автор воспринимает его лишь, как бушующее и мрачное детище природы. Александр Сергеевич открыто прощается со всем, что было так близко его сердцу. 

Символично изображение в стихе «Погасло дневное светило» плывущего по волнам паруса. Поэт отождествляет его с собой, называя послушным, указывая на недостаточное выражение протеста и непокорности правительству. Он послушно, как это ветрило, плывет волнами бушующего океана, который в своей жестокой игре способен помиловать и жестоко наказать, нежно играть им, когда так будет угодно этому "владыке" или швырнуть об скалы в своем неудержимом гневе.

Между строк поэзии звучит нотка юношеского максимализма. Молодой поэт близко к сердцу принимает немилость и отчаянно считает это каким-то конечным этапом жизни, будущее после которого представляется неизвестным и малообещающим. Поэтому он в отчаяньи вычеркивает из сердца тех, кто ранее был близок, не ожидая более встреч.

11.11.2015

Posted In: Пушкин

Leave a Comment

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне» » Сочинения, ЕГЭ…

Самым близким человеком и верным другом для Александра Пушкина на протяжении всей его жизни была няня — Арина Родионовна Яковлева. Поэтому неудивительно, что поэт посвятил ей множество стихов, а образы и темы для поэзий черпал из своего детства — из сказок и историй, рассказанных добродушной няней.

Будучи дворянского рода Александр Сергеевич сразу после рождения был передан на попечительство крепостной няни, которая была закреплена за его семьей. Арина Родионовна со всей самоотдачей занималась воспитанием будущего поэта, любя его от чистого сердца, как свое родное дитя. Все взлеты и падения Александра Сергеевича во взрослой жизни она глубоко переживала, повсеместно поддерживала своего подопечного. Он оставался для нее все тем же шаловливым мальчиком, требующем заботы и тепла. 

На такое душевное отношение няни к себе Александр Пушкин отвечал взаимностью, не раз отзываясь о няне в наилучших словах на публике и в своих стихах. Одним из самых знаменитых стихотворений об Арине Родионовне стала поэзия "Няне", написанная в 1826 году, во время ссылки поэта в Михайловское, где няня скрасила долгие два года заточения. Образ няни в поэзии возникает окруженный ореолом любви и нежности, которую автор облекает в самые чистосердечные слова. Арина Родионовна в стихотворении предстает, как друг, как верная советчица, умудренная опытом женщина и, порой, становится более похожей на родную мать поэта, чем на крепостную няню — с такой теплотой Пушкин говорит о ней. Он описывает и заботу нянечки, и ее тревогу, и ожидание встречи со своим любимчиком. Все стихотворение пропитано любовью и уважением к женщине, ставшей родной, а между строк читаются и слова благодарности, ведь няня сыграла большую роль не только в становлении Александра Пушкина, как человека, но и как поэта.

10.11.2015

Posted In: ЕГЭ, Пушкин, Сочинение

Leave a Comment

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

В сентябре 1820 года Александр Сергеевич Пушкин приехал в Кишинев, на место новой службы. Формально ссыльным он не считался, но указом императора выслан был из столицы исправляться от политического вольнодумья, привитого ему в лицее. Там, в Кишиневе, Пушкин познакомился с членами масонской ложи «Овидий», общался с видными участниками массоно-дворянского заговора декабристов такими, как Рылеев и Пестель.

Захваченный атмосферой политического и религиозного вольномыслия, Пушкин даже вступил в кишиневскую масонскую ложу. Однако масоны и декабристы вскоре поняли, насколько далек великий художник слова от атеизма и политического радикализма. Несмотря на свой молодой возраст, Александр Сергеевич ясно осознал, что с радикалами у него нет, и не будет ничего общего. Это понимание стало для Пушкина толчком к изучению Библии и Корана. «Думы» Рылеева поэт шутливо называл дрянью, а название, по его мнению, происходило от немецкого dumm (дурак). Среди декабристов, живших на юге, Пушкин так и не отыскал единомышленников. Ему была уготованная одинокая и прекрасная стезя гения.

Однако с некоторыми будущими декабристами Пушкина навсегда связали теплые личные чувства. Вильгельм Кюхельбекер по прозвищу Кюхля, однокашник Пушкина, в лицее был застенчивым нескладным мальчишкой. Однажды Француз (Пушкин) обидел Кюхлю злобной эпиграммой, за что и был вызван на дуэль. Закончилась дуэль простреленной новой шляпой Дельвига, заплаканным Кюхлей на шее Пушкина и последующим распитием коньяка в кофейне. С юности нескладный Кюхля мечтал прославиться, и сделал это, стреляя на Сенатской площади в великого князя Михаила Павловича и строя в ряды восставших солдат.

Еще более сильные чувства связывали Пушкина с Пущиным. Рассудительный Ваня Пущин был первым лицейским другом вспыльчивого Саши Пушкина. Через много лет Иван Пущин хладнокровно руководил солдатами на Сенатской площади. Он был одним из немногих, кто не потерял самообладания. Когда по декабристам приказано было палить картечью, Пущин даже не пытался увернуться. Его шуба и шапка были прострелены во многих местах. Умирая, Пушкин сожалел, что Вани нет рядом, говоря, что так бы умирать было легче. Иван Пущин узнал об этом лишь через двадцать лет, вернувшись с каторги.

Именно им, Пущину, Кюхельбекеру, Вольховскому адресованы пушкинские строки, полные дружеской любви и надежды на освобождение. Пушкин болезненно воспринял вести о повешении пяти самых активных членов заговора. Но еще более ужасала его судьба декабристов, приговоренных к вечной каторге. «Мрачные затворы», «каторжные норы» — образы, передающие весь ужас, охватывавший Пушкина при мысли о судьбе его друзей. Пушкин приободрял их, говоря, что борьба была не напрасна и подвигом своим эти люди сделали мир лучше. На аудиенции в Кремлевском дворце Пушкин откровенно признался царю, что будь он в столице в те дни, не колеблясь, стал бы в ряды заговорщиков.

 

09.11.2015

Posted In: Пушкин

Leave a Comment