Путешествие из Петербурга в Москву, как пророчество

Путешественник в XVIII веке проводил в дороге длительное время, поневоле становясь участником жизни встречающихся ему людей. Радищев описывает не леностное путешествие, а путешествие, которое сдирает шоры с глаз, заставляет видеть и мыслить. Привычная жизнь для дворянства и купечества, почивающего на бескрайнем труде крестьян, предстает с другой стороны. И эта сторона показана на грани, которая вот вот должна пропасть под напором восстания.

Самодержавная власть несет мысль о том, что крестьяне, в своем служении господам не имели бы ни чего лучше и должны раболепствовать. Только встречающиеся картины путешествия совсем не раболепны, они про нескончаемую работу на барщине, про жестокость помещиков, про нищету. Крестьяне, увиденные путешественником, настолько в кабале, что предел их терпению пророчествует Радищев, выльется в насилие, которое будет жестоким и беспощадным к своим угнетателям.

Каждый встречный крестьянин из каждой новой главы путешествия, безобразно похож на своего предшественника, и это проникает во сны путешественника, заставляя его осознать как несправедливо существование простых тружеников. При всей тягости положения простого люда, он жив и способен к действию, нравственно стоек, в отличие от своих господ. Страдания крестьян уязвляют душу путешественника, он ужасается положению вещей, и восхищается простым народом, его духовным обликом трудяги. Зависимость становления личностей от обстоятельств показана не только в крестьянской среде, но и дворяне, как проводники новаторских мыслей, предстают думающими и осуждающими свой класс.

Революционность взглядов Радищева испугала Екатерину II, она поняла, что к бунту против самодержавия призывает автор. Насыщая свое произведение яркими отрицательными образами, Радищев пытается привлечь современников, переломить сложившуюся несправедливость, используя простонародные выражения. Именно обращение к русскому корню слов, так ярко рисует сцены жизни.  Являясь патриотом собственного народа, Радищев обличил расслоение общества, которое стоит на рубеже восстания народного.

10.11.2015

Posted In: Путешествие из Петербурга в Москву - Радищев, Радищев, Сочинение

Leave a Comment

Сочинение на тему «Бессмертные страницы литературы XVIII века»

XVIII век – век, несущий ветер перемен, век, в котором господствовали идеалы Просвещения. Великие преобразования Петра I затронули сферу литературы наряду с остальными. В Россию начинают проникать европейские научные и литературные труды, которые были переведены на русский язык, в государстве также вводится гражданский шрифт, появляются первые регулярные газеты и журналы. За это столетие наша литература проделывает огромный путь от классицизма к сентиментализму. Ярчайшими представителями русской литературы XVIII века были Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев и Николай Михайлович Карамзин.

Творчество Д. И. Фонвизина.

Главным достижением русской драматургии XVIII века стал творческий взлет Д. И. Фонвизина, в произведениях которого перед читателем встали во весь рост самые насущные нравственные и щекотливые политические вопросы. Герои Фонвизина – не условные комичные маски, чье поведение определяется одним выдающимся недостатком. Это сложные характеры, живые типы того времени. Вершиной творчества драматурга стала комедия «Недоросль», где во главу угла ставится проблема дворянской чести и воспитания. На примере глуповатого и эгоистичного молодого человека Митрофанушки, его матушки Простаковой и его дяди Скотинина показаны дикое невежество, жестокость и отсутствие нравственности у помещиков. В «Недоросле» сохраняются основные черты комедии эпохи классицизма: соблюдаются три единства; имеется герой, вносящий в общество резонанс; персонажи четко разделены на добрых и злых; главные герои носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин). Любопытно, что некоторые юмористические персонажи в «Недоросле» вызывают не только веселье. «Недоросль» имеет социально-политическое звучание, противопоставляя героическую эпоху императора Петра I современности Дениса Ивановича – царствованию Екатерины II. Драматург, таким образом, выступал противником усиления деспотизма и отсутствия реального просвещения.

А. Н.Радищев – рабства враг.

«Радищев – рабства враг» – такое четкое определение дал позднее творчеству А. Н. Радищева Пушкин. Центральный вопрос всех аспектов русской жизни того времени – крепостное право – стоит в центре произведений Александра Николаевича «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Автор готов опрокинуть с ног на голову устройство великой Российской империи, истребить на корню общественное устройство, если оно основано на рабстве, слезах и скорби простых людей. В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX века. Ода Радищева «Вольность» вошла в состав его главного произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву». Это произведение было одновременно и измышлением на тему политики, и очерком современной писателю крестьянской жизни в России, и дневником путешественника между двумя столицами Российской империи.

Сентиментализм Н. М. Карамзина.

Ярчайшим русским писателем конца XVIII в. был крупный представитель сентиментализма Н. М. Карамзин. Серьезный исторический мыслитель и смелый новатор, он задал тон многих литературных жанров, реформировал литературный русский язык, создал новый слог, ориентированный не на книжный стиль, а на разговорную речь культурного общества. Активный представитель европейской культуры и поклонник российской древности, он своим творчеством оставил четкий след в русской литературе конца XVIII–начала XIX в. и обозначил собой целую литературную эпоху – «карамзинский период» (по мнению литературного критика В. Г. Белинского) . В конце XVIII века Николай Михайлович издает повесть «Бедная Лиза». Сюжет произведения простой и внешне незамысловатый. Дворянин Эраст встретил крестьянскую девушку Лизу, они любили друг друга, но вскоре Эраст бросил возлюбленную, чтобы жениться на богатой аристократке. Несчастная влюбленная девушка утопилась, Эраст же всю жизнь испытывал угрызения совести. Карамзин сопереживает Лизе и жалеет ее загубленную жизнь, но не осуждает Эраста. Он возвышает любовь, но вместе с тем демонстрирует всю губительность страсти.

В XVIII веке в мире русской литературы произошло множество изменений: появились новые авторы, стили и жанры, создается новое смелое видение мира. Подводя итоги, можно сказать, что литература за это столетие совершила огромный скачок.

 

10.09.2015

Posted In: Бедная Лиза - Карамзин, Недоросль - Фонвизин, Путешествие из Петербурга в Москву - Радищев

Leave a Comment