Поэтический синтаксис

Слово «синтаксис» произошло от греческого слова, означающего «структура», «построение», «порядок». Поэтический синтаксис – это особые приемы, порядок слов, построение фразы, благодаря которым проза превращается в поэзию.

Ведь поэзия отличается от прозы не только наличием рифмы. Известны, например, белые стихи. Японские хокку являются стихами, несмотря на то, что в них нет ни рифмы, ни размера. Задача поэзии – не передавать читателю некую информацию, а будить чувства, рисовать в воображении образы. Для этого поэт пользуется различными инструментами, такими, как рифма, размер стиха, конструкция строфы. Поэтический синтаксис – это особое сочетание звуков, размера, из которого создается особая «мелодия» стиха.

Поэтические конструкции служат изобразительным целям – повтор, анафора, риторический вопрос, инверсия (нарушение принятого порядка слов) – все эти средства служат тому, чтобы передать читателю чувства автора. Иногда в угоду поэтической форме поэт пренебрегает правилами, обязательными  для прозы. И эти «неправильные» лексические конструкции не только не отторгают, но, наоборот, придают необходимый «изъян», как бы отличительный знак мысли автора.

Синтаксис стиха – это «визитная карточка» автора, по особенностям построения поэтической фразы можно «опознать» почти любого поэта. Вспомните «рваный» стих Маяковского, необычные, как бы несогласованные сочетания слов у Есенина. Интонация, логическое ударение, порядок – все средства служат для достижения наибольшей выразительности стихотворного произведения. Порой неправильное построение фразы вызывает «отторжение» у читателя – а, оказывается, поэт и старался добиться такого эффекта своим поэтическим приемом. Ведь поэзия вызывает работу чувств, а не мысли.

Но синтаксис не может быть самоцелью, он всегда инструмент. Насколько умело пользуется поэт родным языком, насколько он подчиняется или не подчиняется определенным нормам, и говорит о мастерстве автора. И наоборот, излишнее потакание нормам зачастую выдает графомана, который, научившись подбирать рифмы к словам, начинает сочинять «стихи», которые никому, кроме автора неинтересны. Такими свойствами зачастую грешат тексты современных песен, в которых форма не несет никакого содержания.

Поэт, овладевший стихосложением, не ограничен рамками «дозволенного», он интуитивно «лепит» из слов такие конструкции, такие сочетания, которые немыслимы в прозе. Например, сонет имеет такую специфическую форму, которая была найдена экспериментальным путем и наиболее точно отражала замысел автора. Или «онегинская строфа» изобретенная гениальным Пушкиным 300 лет назад до сих пор заставляет восхищаться даже искушенного искусствоведа.

13.11.2015

Posted In: ЕГЭ, Разное, Риторика, Сочинение

Leave a Comment

Сочинение на тему «Что значит работать над языком?»

Вопрос:» Что значит работать над языком?» — имеет значение не буквальное, а переносное. Вопрос состоит в том, что необходимо постоянно, можно сказать на протяжении всей жизни изучать свой родной язык, пополнять свой словарный запас, работать над лексикой.

Каждый уважающий себя человек, обязан работать над собой и над своим языком.

Что дает работа над языком?

Ситуация №1:

Если вы хоть раз попадали в ситуацию, как новый круг людей ведет беседу, а вы просто отмалчиваетесь в сторонке, хотя хотелось бы, да и нужно было поддержать беседу. Но, увы, вы молчите.
Вывод: это могло произойти из-за того, что люди ведущие беседу не вашего круга, в котором вы обычно вращаетесь, а с другой стези, может быть социума и поэтому у них совсем другие интересы. Вы, может быть и понимаете о чем они говорят, но не совсем разбираетесь в теме, поэтому не можете поддержать разговор, из-за отсутствия знаний. Расширяйте свой кругозор.

Совет: Человек должен быть разносторонним, чтобы не попадать в подобные неловкие ситуации. Читайте больше разной литературы, смотрите научные фильмы, документальные —   разной тематики.

Ситуация №2:

Вы попали в интересную беседу, где, к примеру, идет активное обсуждение одной из живописных картин, , когда доходит до вас очередь поделиться своими впечатлениями, вы дали ответ в три «сухих» слова, хотя хотели сказать больше.
Вывод: не хватило словарного запаса, как говорится «хромает лексика».

Совет: Чтение русской и зарубежной классике обогатит ваш язык, как нельзя лучше. Можно посоветовать включить в свой досуг разгадывание кроссвордов.

Ситуация №3:

Человек не может ясно, четко рассказать на тему, если он в ней  «плавает».

Когда доходит очередь до вас рассказать что либо на ту или иную тему, а может быть это просто чтение стиха перед аудиторией, вы вроде бы как и говорите, но вас не слышат, вы не привлекаете внимание окружающим, хотя, обращаетесь с вашим рассказом именно к ним.
Вывод: изучайте науку риторику — ораторское искусство!

12.09.2015

Posted In: Риторика

Leave a Comment

Сочинение на тему: «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли»

«Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Трудно не согласиться с этими словами великого классика Льва Николаевича Толстого. Ведь наша речь напрямую связана с мышлением.

Пойми меня, если сможешь

«Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Клавдий

Если человек понимает тебя, у него появляется доверие к твоим словам. А запутанная и бессмысленная речь всегда отталкивает, ее вряд ли кто-то дослушает до конца. Чтобы тебя поняли другие, нужно самому четко понимать, о чем говоришь. Не зря ведь ораторы всегда так тщательно готовятся перед выступлением. Они продумывают тему своей речи, изучают суть вопроса, подбирают аргументы, яркие примеры.
Мне, чтобы написать это сочинение, тоже пришлось предварительно составить план и продумать то, о чем я буду писать. А до этого в моей голове была полная неразбериха, мысли перескакивали с одного вопроса на другой и никак не оформлялись в связный текст.

Фильтруй словарный запас

«Разница между правильным и почти правильным словом такая же, как между молнией и мерцанием светлячка». Марк Твен

Ясность речи, о которой говорит Лев Николаевич Толстой, зависит еще и от умения правильно подбирать слова. Чем богаче словарный запас человека, тем легче ему донести свои мысли до окружающих. Важно только не запутаться в значениях слов, они должны быть уместными и соответствовать ситуации. Иногда так хочется блеснуть своей образованностью и вставить в разговоре какое-то умное, но не совсем понятное для себя словечко. Не стоит этого делать, собеседник может оказаться более грамотным, и у него сложится о вас не самое хорошее впечатление. Вот почему так важно постоянно проводить «ревизию» своего словарного запаса: вспоминать значения слов, пополнять его и отсеивать ненужное — прежде всего слова-паразиты.

Очень точные и емкие фразы всегда наталкивают нас на размышления. Высказывание Льва Толстого помогло мне вывести для себя простое, но очень важное правило: «Прежде чем что-то сказать, остановись, подумай и подбери нужные слова».

10.09.2015

Posted In: Риторика

Leave a Comment

Рассуждение на тему: неясность слова есть неизменённый признак неясности мысли

Часто бывает так, видишь одноклассник отвечает на поставленный вопрос учителя в школе и все у него ладненько так получается, слова словно льются, за одним словом другое, а за ним третье. А вместе они звучат как предложение, а несколько предложений складываются в развернутый ответ. Да, при этом еще и интересно слушать человека. Вот как бывает. А иногда, слушаешь человека и совсем не понимаешь, что он там говорит, слова какие-то мямлит, мучает. Сформулировать предложение толком не может. Иногда и сам тупишь, стоишь и не знаешь, что сказать.

Почему так происходит?

Я думаю, что словам предшествует мысль, именно в голове постоянно формируются какие-то мысли, идеи. Их просто нужно упорядочить, научиться управлять ими. Иногда, когда неясно выражаешься, бывает просто не знаешь, что говорить. Мысль есть, а выражаться не можешь четко. Всему нужен опыт, я думаю нужно не стесняться, а наоборот чаще говорить и говорить – добиваясь и убеждаясь в том, что именно тебя поняли так, как ты этого хотел. Просто важно практиковаться.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. А. Шопенгауэр

Я думаю у многих есть страх сцены, публичных выступлений, потому что это страшно, а вдруг высмеют, скажешь что-то не то.

Я думаю за ясностью слова стоит ясность мысли, а за ней уверенность и знания. Прежде всего знания и делают нас уверенными в себе. Кроме того, неясность слова, мысли, инертность и косность мыслительных процессов приводит замедлению учебного процесса.

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их. Василий Осипович Ключевский

Инертность мышления тормозит развитие речи – нужные слова медленно, с большими затруднениями всплывают в сознании, одни и те же слова и словосочетания, однажды усвоенные, упорно повторяются вновь и вновь.

Иногда у человека встречается речевая недостаточность или избыточность, которая отрицательно влияет на точное выражение мысли.

При недостаточности человек пропускает нужно слово, когда торопится и не следит за правильностью высказывания. При речевой избыточности (многословии) человек вставляет ненужные лишние слова, отягощая предложение, делая речь перенасыщенной. А иногда человек грешит повторением слов.

Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение.

Читаем книги

Соглашусь с тем, что неясность слова является проявлением неясности мысли. Так как, если человек не может словами объяснить чего-то, то и в мыслях очевидно этого быть не может. Отличный способ пополнить свой словарный запас – прочитать книгу, вторую. Много новых слов запомнятся, далее которые можно употребить при собственном изъяснении.

С помощью слов каждый человек поддерживает связь с окружающим миром, имеет возможность самовыражаться. А это ведь так важно заявить о своем «я» в любом коллективе. И от четкости мысли и слова будет зависеть, насколько поймут тебя те, для кого ты стараешься. Если неясно выражаться, то как добиться желаемого, как достичь своей цели? Необходимо как можно скорее приобрести этот полезный навык, ведь мы живем в социуме и без общения никак не обойтись.

10.09.2015

Posted In: Риторика

Leave a Comment

Роль вводных слов в речи

Ежедневное использование

Ежедневно в свой речи человек использует вводные слова и словосочетания, даже не замечая этого. Появилась радостная новость и мы спешим поделиться ею, конечно, мы используем «к счастью», «к общей радости». А если у нас печальное известие? Тогда на помощь нам приходят вводные слова «к сожалению», «к несчастью». Часто, желая высказать свою уверенность, мы говорим «безусловно», «несомненно». А вот, если мы неуверенны в чем-то, мы скажем «вероятно», «возможно»… Выбирая то или иное вводное слово, мы задаем тон своего высказывания, эмоционально его окрашиваем:

“Несомненно, я успею к первому уроку.”
“Может быть, я успею к первому уроку.”
“К счастью, я успею к первому уроку”.”

Значение вводных слов в речи

Вводные слова помогают нам упорядочивать нашу речь, сделать ее более стройной и информативной. Помогают оформить нам наши мысли такие слова, как «одним словом», «иначе говоря». А если есть необходимость указать на источник информации, мы упомянем «как говорят», «по мнению», «по слухам». Не может обойтись без вводных слов вежливый человек, он обязательно использует «пожалуйста», «простите», «позвольте».

Вводными словами изобилует разговорная речь, их часто можно встретить в художественной литературе. Научные работы также содержат много вводных слов и словосочетаний. Наиболее используемые в статьях такие: «рассмотрим», «в соответствии с», «учитывая» и так далее.

Неуместное употребление вводных слов в речи

Стоит заметить, однако, что чрезмерное употребление вводных слов негативно отражается на нашей речи. Существуют так называемые слова паразиты, которые делают речь косноязычной и неинтересной, они затрудняют ее восприятие. Это, например, слова «как бы» или «типа». При неумеренном их использовании, подобные вводные слова или словосочетания создают впечатление скудости словарного запаса.
В целом, стоит подытожить, что использование вводных слов и словосочетаний вносит в речь человека дополнительную модальность, они позволяют эмоционально ее окрашивать и «оживлять».

10.09.2015

Posted In: Риторика

Leave a Comment

Сила ораторского искусства

Действительно ли неумение складно говорить может быть постыдной характеристикой для интеллигентного человека?
Я думаю, что А. Чехов не преувеличивает силу ораторского искусства, ведь «слово» — это то, что может разжечь огонь в сердцах людей, переубедить человека, заставить его изменить свое отношение к чему-либо. Но одно дело — вызвать обратную связь у тех, на кого речь направлена и совсем другое — самому воодушевиться идеей того, о чем говоришь. Конечно, хороший оратор всегда ярко представляет себе то, что хочет донести, но важно так же и верить в свои слова, быть верным слову. Настоящий оратор искренен в своей речи и так же, как и интеллигентный человек, не позволит себе отступиться от сказанного.
«Для меня умение произносить речь это не только полезный навык, но и показатель культуры и развития человека.»
Ведь то, насколько складно и красиво человек излагает свои мысли, является итогом развития его навыков, умений и способностей. Допустим, человек обладает развитым интеллектом, может абстрактно мыслить, имеет богатый словарный запас, но как весь этот багаж максимально использовать? Стать хорошим оратором, который сможет донести все свои глубокие мысли до адресатов и добиться практической пользы от своих навыков и умений.
Ведь можно иметь очень обширные, полезные для общества знания о мире, окружающей среде, но не суметь правильно их донести.
Владение ораторским искусством не дается легко — это то, что нужно в себе воспитать и развить.
Умение правильно и красиво выражать свои мысли это то, что предполагает большую работу над собой и посильно только личностям, которые действительно хотят говорить и быть услышанными. Конечно, можно обладая харизмой и обаянием, достичь определенного успеха, но по-настоящему хорошим оратором можно стать только в результате долгого и упорного труда над собой, постоянных выступлений, неудач и успехов. Важно должное внимание уделить правильному дыханию, во время произнесения речи, верным интонациям и четкой артикуляции. Но самое главное, как мне кажется, это знать, что именно хочешь изложить и желание сделать это как можно более доходчиво и красочно.

Кроме того одним из наивысших наслаждений, которое может испытать человек, является удовольствие от хорошо произнесенной речи и осознания того, что к твоим словам прислушались, они кому-то пригодились и пришлись по душе.

10.09.2015

Posted In: Риторика

Leave a Comment

Сочинение на тему «Почему мы не можем обойтись без речевого этикета»

Интересно, что случится, если по дурости, чьей-то злой волей или смеха ради всего на несколько часов в стране или во всем мире будут отменены правила дорожного движения. Даже страшно вообразить, какой хаос начнется. Вот так, через эксперимент, можно будет доказать незыблемость некоторых законодательных установок.

Так почему же среди нас встречаются «персонажи», которые склонны разглагольствовать о том, что, дескать, пусть язык развивается свободно, по своим внутренним законам и всякое вмешательство извне в этот процесс способно привести только к плачевным результатам? Ведь речевой хаос – тоже по-своему страшное явление. Никаких культурных установок, всем можно «тыкать», не выбирать выражения сообразно той или иной ситуации. Конечно, это недопустимо.

В детстве мы все сидели на одних горшках в детском саду. Однако потом одни вырываются в лидеры, другие становятся крепкими «середняками», а третьи так и обречены находиться в «хвосте». Всё дело в личностном потенциале каждого из нас, во влиянии социальной среды и окружения.

Те, кто мечтает о возвышении над другими и материальном успехе, просто обязаны будут «играть по правилам». А значит – научиться выражаться грамотно, по ситуации. С незнакомыми – однозначно на «вы». С вышестоящими – здороваться первыми. Дамам говорить комплименты время от времени. Учиться в любой ситуации контролировать свои рвущиеся наружу эмоции – в том числе и в процессе устного общения, потому что слово, как известно, не пернатая птичка, и поздно закусывать губу, когда оно уже вылетело.

Речевой этикет значительно облегчает нам освоение различных социальных ролей. Той или иной роли присущи вполне определенные обороты речи. Мы при всем желании не можем и даже не имеем такого морального права – абсолютно одинаково вести себя с разными людьми. Подстраиваемся под них, чтобы потом успешно разговаривать на одном понятном языке. Если хотим считаться воспитанными и интеллигентными – с этикетом придется считаться.

 

10.09.2015

Posted In: Риторика, Этикет

Leave a Comment

Сочинение на тему «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли»

Какой текст произвел бы на вас хорошее впечатление? Наверное, такой, в котором много смысла и в котором ясно излагается суть какого-нибудь вопроса, в общем, тот текст, который легко понимать. А пытались ли вы понять, что требуется для того, чтобы достичь легкости восприятия текста (или же устной речи)?

Первое — это лаконичность. Чем длиннее фраза, тем труднее слушателям или читателям удерживать на ней свое внимание. Иногда большое количество эпитетов или иных речевых приемов служит на пользу делу, но это — только тогда, когда целевая аудитория настроена соответствующим образом и обладает достаточным запасом времени. Но обычно меньшее количество правильно подобранных слов позволяет выразить суть лучше, чем бесконечное количество красивых словосочетаний, не добавляющих нового смысла.

Наверное, вы сталкивались с тем, что бывают спикеры, которые, кажется, просто не умеют говорить коротко и ясно. Они постоянно теряются в словах, уходят от темы, перескакивают от одной мысли к другой. Почему так происходит? Не из-за того ли, что им просто нечего сказать, т.е. они не вполне осмысливают, о чем хотят говорить?

Действительно, если человек глубоко осведомлен в вопросе, о котором говорит речь или пишет текст, он скорее подберет правильные слова и выражения для определения сути, чем если перед ним стоит задача «налить воды» на не вполне знакомую тему. Специалист скорее столкнется с необходимостью говорить коротко и ясно, чтобы донести до аудитории свое понимание проблемы, о которой о говорит или пишет. А вот человек, который просто хочет произвести впечатление сведущего в определенной сфере, но в действительности не очень хорошо разбирается в ней, будет выражаться «размытыми» фразами, чтобы аудитория как можно меньше понимала, о чем же вообще идет речь, отвлекалась и начинала думать, что просто не ориентируется в специфике вопроса.

К сожалению, мы зачастую видим, что ораторы, среди которых есть и знаменитости, намеренно делают свои выступления «тяжелыми» для восприятия, избегая ясности слова и тем самым скрывая свои истинные намерения, суть того, что они на самом деле хотят сказать, или просто отвлекая внимание от собственного незнания темы.

Как много эпитетов, красивых выражений вы подберете для того, чтобы описать предмет, с которым знакомы очень хорошо, и как, наверное, тяжело вам будет описывать никогда не виденную вами вещь!

Вот поэтому неясность слова и наводит на предположение о неясности мысли, на то, что человек попросту путается в том, что хочет поведать аудитории. И вывод отсюда соответствующий: если хотите произвести хорошее впечатление на читателей или слушателей, стремитесь к тому, чтобы то, о чем вы говорите или пишете, дошло до умов и сердец других людей, правильно подбирайте слова, дабы как можно яснее выразить суть мысли.

 

10.09.2015

Posted In: ЕГЭ, Риторика

Leave a Comment