Сочинение: анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье… »

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное Афанасием Фетом в 1849 году,   Лев Толстой называл стихотворением «для гурманов в искусстве». Написанное без глаголов, оно содержит большое количество глухих согласных и читающий его вслух поневоле замедляет речь. Все три строфы сливаются в тягучую массу, становятся единым предложением. Фету присуща импрессионистская манера написания, ассоциативность и метафоричность. Для своего времени Фет был новатором, психологизм его поэзии и индивидуальное видение мира резко выделяют его среди поэтов того времени.

Название «импрессионизм» (от французского impression) появилось благодаря картине «Впечатление. Восходящее солнце», написанной Кодом Моне. Лирические картины Фета так же полны солнцем, гладью тихих вод, смешанными чувствами. Василий Боткин говорил о Фете, что тот «одарен в высшей степени чувством красоты явлений и предметов». Строки его стихов иногда заключают в себе такие тонкие оттенки чувств, что трудно уловить их в отчетливых чертах.

В лирике Фета стремление схватить перемены окружающего мира, меняющегося ежеминутно, ежесекундно. Это словно мешает ему уловить четкость, придать словам законченность. Его стихотворение без глаголов похоже на очертания, намеченные отдельными длинными мазками кисти художника – импрессиониста.

С помощью метафоричности поэт оживляет природу, делает ее созвучной душе человека, объединяет то и другое в одно целое. Еще одно свойство поэзии Фета – это музыкальность. Поэт использует повторы слов, всевозможные типы фразовой интонации. Все тот же Боткин писал о стихах Фета, что в них присутствует звук. Это звук светлого праздника бытия. Фет налету схватывает мимолетные минуты радости, безотчетного чувства наполненности жизнью и дает почувствовать это читателю в своей поэзии.

 

23.10.2015

Posted In: Шепет робкое дыханье - Фет

Leave a Comment

Импрессионизм в поэзии А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Импрессионизм – направление в изобразительном искусстве, которое зародилось в XIX веке во Франции. Отличительной чертой этого стиля является фиксация не столько самого предмета, сколько впечатления, субъективного видения художника.

В русской литературе импрессионистические приёмы широко использовал А. А. Фет. Его поэзия полна визуальных образов, смысловых полутонов и динамики.

На примере стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» можно увидеть, как поэт передает интимные чувства, красоту и волнение ночи, радость утра природы и печаль прощания влюбленных.

Благодаря динамичным и ярким образам Фету удается в трех коротких строках описать ночь, пробуждающуюся зарю и любовные переживания лирического героя.

Поэт как будто рисует словами:

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Последняя строфа особенно красочна:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря.

Мы видим всё, о чем пишет Фет. Эти образы визуальны, но их нельзя назвать явственными. Используемые слова (отблеск, тени, колыханье) намекают, создают у читателя желание домыслить, завершить картину вместе с поэтом.

Развитие любовного чувства у Фета не всегда созвучно описанию природы. В начале и середине стихотворения мы видим трепетную встречу и развитие событий: «Шепот, робкое дыханье», «Ряд волшебных изменений милого лица». Природа при этом то спокойна (образ сонного ручья), то переменчива (мерцающие тени).

В последней строфе поэт изображает пробуждения утра. Но время любви прошло, ночь позади, приходит время прощания: «И лобзания, и слезы».

Завершающие штрихи в поэтической картине Фета – «И заря, заря!..» Наступает новый день, солнце разрывает ночную пелену и на смену нежным импрессионистическим полутонам приходят яркие краски дня.

10.02.2015

Posted In: Шепет робкое дыханье - Фет

Leave a Comment