Средства выразительности речи: классификация. Лексические средства выразительности

Невозможно представить художественную книгу без средств выразительности. Литературоведы определяют их как стилистические фигуры, которые используются для усиления выразительности и эмоциональности речи. Богатая стилистическими средствами книга никогда не оставит читателя равнодушным, ибо их задача – привлечь внимание и вызвать определенные чувства.

Существуют различные типы классификаций средств выразительности. Наиболее удобной и традиционной считается трехступенчатая классификация, в которой выделяют следующие уровни:

  • лексический
  • лексико-синтаксический
  • синтаксический

К средствам выразительности лексического уровня относятся:

  • Гипербола – художественное преувеличение.

Вот в Риме, например, я видел огурец.
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору.
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору. (И. Крылов)

  • Ирония – фраза, истинный смысл которой противоположен ее форме.

Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника. (И.Ильф – Е. Петров)

  • Литота – художественное преуменьшение, так называемая «обратная гипербола». 

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов)

  • Метафора – фраза, которая имеет переносный смысл и базируется на аналогии или сходстве.

В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин) 

  • Метонимия – слово или фраза, которое заменяет другое, и основано на смежности этих понятий.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

  • Олицетворение – присвоение человеческих черт неодушевленным предметам, явлениям, феноменам.

Тянулись тихо дни мои. (А. Пушкин)

  • Синекдоха – вид метонимии, когда часть представляет целое.

 Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)

  • Эпитет – описательное слово или фраза, которая выражает определенное качество. 

Я помню чудное мгновенье. (А. Пушкин)

  • Оксюморон – совмещение противоположных понятий.

С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)

  • Аллюзия – отсылка к известной личности, событию или предмету.

Вся в цветах, как «Весна» Боттичелли. (А. Ахматова)

28.10.2015

Posted In: Искусство, Книги, Наука, Образование, Русский язык, Учеба

Leave a Comment

Сочинение на тему: «Почему я люблю русский язык?»

Русский язык — это как оружие любого народа, так и его поддержка, его щит и символ неповторимости и уникальности. Язык недаром считается одним из важных символов определения народа. Без своего языка ни один народ не может самостоятельно существовать. Например, возьмем Канаду. Это билингвистическая страна, где в обиходе два национальных языка: французский и английский. Можно ли сказать, что канадцы — уникальный первозданный народ? Конечно, нет. Это смесь приезжих из Европы и США, Латинской Америки людей.

Богатство русского языка

Совсем другое дело с русским языком — красой всего нашего государства. Русские люди — это не просто народ, это сильная и независимая ветвь всего человечества, ничем не похожая на других. Именно язык является одной из ключевых особенностей России. Сколько у нас красивейших традиционных названий, сколько неповторимых блюд, растений! Русские березы, балалайки, валенки… Во многих языках мира русские слова передаются без перевода. Исконно русские «щи» — отдельная тема. Англичане вынуждены применять целых пять букв, чтобы передать наши две!

Разнообразие культур и эпох

Россия протянулась от самой Прибалтики до Аляски. Столько народов, традиций, культур и религий смешалось на русской земле! Наш язык невероятно богат и разнообразен. Диалекты разных районов и республик порой так разительно отличаются, что поражаешься, как эти люди могут жить в одной большой стране. Говоря на русском языке, невольно чувствуешь себя частью чего-то могущественного и огромного. Многочисленные русские туристы говорят, что во многих странах говоря по-русски и абсолютно не проблема наткнуться, например, в Канаде на целый русскоговорящий район.

Русский язык узнаваем повсюду. Я горжусь тем, что это третий самый распространенный язык в мире и что многие иностранцы учат его у себя на родине. Каждое слово нашей речи звонкое и голосистое, как соловьи в березовых лесах, протяжное, как реки Енисей и Лена, многообразное, как русские природные ландшафты. Горжусь своим родным языком.

12.09.2015

Posted In: Русский язык

Leave a Comment

Сочинение на тему «О чем рассказывают устаревшие слова»

Если бы можно было путешествовать во времени на несколько столетий назад, при этом оставаясь по-прежнему в том же государстве, то было бы очень сложно выглядеть незаметно, даже сменив одежду. «Почему?» — скажете, а потому, что ни вашу речь бы не поняли, ни вы не смогли растолковать и половины слов. Эту разницу обычно стараются подчеркнуть в произведениях исторической тематики. Как, например, выражения Ивана Грозного в киноленте «Иван Васильевич меняет профессию»:
Ух, красота-то какая, лепота!
С каждым столетием появляются в употреблении  новые слова и выражения, а другие, уже привычные нам, становятся мало востребованными и пополняют список устаревших.
Причины, по которым некоторые слова становятся невостребованными
Многие значения предметов быта, наименования профессий, которые были популярны в прошлых эпохах, сейчас не употребляются потому, что в современной жизни их уже попросту не существует. Сегодня нет потребности использовать «форейтор», либо «алтын» в ежедневной речи, поэтому они и «пылятся» в словаре устаревших слов. А некоторые были просто заменены на другие, более удобные или приемлемые, оттеснившие устаревшую форму такого же лексического значения в прошлое. Но это не означает, что они полностью позабыты.
Устаревшие слова по-прежнему могут использовать, но уже для придания особой выразительности речи и добавления древнего колорита, необходимого в конкретном тексте. А иногда они применяются для комического эффекта.
Но применять архаизм в своей речи можно лишь зная точное
Что могут поведать нам устаревшие слова
Открывая словарь устаревших слов, мы можем погрузиться в атмосферу прошлого и воссоздать картину окружающего наших предков мира. Это позволяет понять нам, чем они жили, какие ценности имели, с какими народами имели связи (очень часто некоторые слова заимствовались с другого языка, поскольку сам предмет или значение мог не встречаться ранее, до знакомства с чужой культурой). Вот такие лингвистические краски и помогают нарисовать в воображении прошлое.

12.09.2015

Posted In: Русский язык

Leave a Comment

Сочинение на тему: «Почему тройка и пятерка — это существительные?»

Часто школьники, которые изучают части речи, путают слова, относящиеся к одной части с другой. Ведь многие слова так похожи между собой и понять, к каким частям речи нужно отнести то или иное слово не так просто.

Взять хотя бы числительные и существительные. Слова, стоящие с существительными и обозначающие их количество или порядковый номер, — это числительные, но когда мы обобщаем количество предметов одним словом, оно превращается в существительное. Почему?

Одна из распространенных ошибок школьников — путаница в словах «два — двойка», «три — тройка», «пять — пятерка». Почему мы говорим, что «три карты» — это существительное с числительным, а «тройка карт» — это два существительных? Значение ведь от этого не поменялось — карт осталось столько же, они никуда не исчезли. Суть в том, что данные слова «тройка» и «пятерка» обладают законными признаками имени существительного как части речи, поэтому не относятся к числительным.

Особенности имени существительного как части речи

В первую очередь, каждое имя существительное отвечает на вопросы «кто?» и «что?» Имя числительное отвечает на вопросы «сколько?» и «который?» Проанализируем с этой стороны слова «тройка» и «пятерка». Что? — тройка, пятерка, но сколько? — три, пять. Мы не говорим сколько? — тройка, потому как этот вопрос не подходит данному слову.

Склонение по падежам — тоже отличительная черта, с помощью которой мы определяем, к каким частям речи относятся «тройка» и «пятерка». Они склоняются не так, как числительные.

Для сравнения:
И. что? — тройка; сколько? — три
Р. чего? — тройкИ; скольки? — трЕХ;
Д. чему? — тройкЕ; скольким? — трЕМ;
В. что? — тройкУ; сколько? — трЕХ;
Т. чем? — тройкОЙ; сколькими? — трЕМЯ;
П. на чем? — на тройкЕ; на скольких? — на трЕХ.

Склонение слов демонстрирует, что «тройка» и «пятерка» склоняются по правилам имен существительных. Также они имеют род — женский, число — единственное и склонение — первое, которые являются основными признаками существительного и относят их к этой части речи.

12.09.2015

Posted In: Русский язык

Leave a Comment

Сочинение на тему «Почему слово «тройка»?»

Какая же на самом деле часть речи слово «Тройка»?

Многих людей интересует такой интересный вопрос. Почему слова «тройка» это слова относящиеся к именам существительным. Ведь существительные отвечают на вопрос: «Кто? Что?». В наше случае мы имеем явную нестыковку.
Давайте рассмотрим подробнее по вопросам. Если это слово мы подразумеваем к числам, то задаём вопрос «Сколько?» и получаем не совсем правильный ответ: «тройка». Что-то тут не так.
Давайте предположим, что это слова относится к числительным. Тогда оно бы отвечало на вопрос «Сколько?», но писались бы совершенно иначе: «три» или же «трое».

Подробный разбор слов

Давайте зададим вопрос «Что?» неодушевлённому имени существительному. Получаем «тройка». Слово получились в нужном нам виде, с правильным вопросом, относящемуся к существительному.
Мы знаем, что имена существительные также склоняются по числам и падежам.
Перейдём к склонению этих слов.
По числам в единственном числе получаем: «тройка». А во множественном: «тройки».
Если проверить по падежам, то там тоже полное соответствие. К примеру:
В дательном падеже: тройке.
В винительном: тройки.
Предложный: тройке.

Проверяем и по окончаниям «А». В слове «тройка» мы видим склонение 1 женского рода.

После всех этих проверок мы с уверенностью можем сказать, что слова «тройка» относится к имени существительному, а не к числительным. Потому как числительные обозначают количество предметов, не имеют рода и не изменяются. К тому же их нельзя написать цифрами.

12.09.2015

Posted In: Русский язык

Leave a Comment