Сочинение: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Здравомысленный заяц»

При создании своих сатирических сказок, Салтыков-Щедрин часто пользовался таким приемом, когда представлял персонажей из народа беззащитными зверями или птицами. Вот и здесь, в здравомысленном зайце загримирован простой мужик. Противостояние трудового народа и помещиков-эксплуататоров, вновь иллюстрируется взаимоотношениями хищника с его жертвой.

Впрочем, здесь роль зайчишки не совсем типичная для сказок писателя. Косой выступает как обыватель-трус, а не трудяга. Он ни капли не сомневается в праве сильного зверя вершить чужие судьбы, распоряжаться жизнями, но надеется растрогать их сердце прямотой, честностью. Хищники, однако, не меняют свою природу под действием сладких речей. Вот и заяц зря надеялся на жалость, благородство лисы, которая съела его.

Пушистый зверек рассуждал умно, здраво, да только его это не спасло. В большинстве случаев надо действовать, а не уповать на рассудительность, снисхождение врагов. Тем более вредно хвастовство и болтливость, способные довести до беды. Писателю досадно было видеть лживо виноватые заискивания простых людей перед власть имущими, он мечтал изменить такой порядок.

08.12.2015

Posted In: Салтыков-Щедрин

Leave a Comment

Сочинение: Анализ сказки М. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Салтыков-Щедрин создал в своих сказках целую галерею образов помещиков, власть предержащих и крестьян, которые обслуживают всю ораву дармоедов. Народ-мужик выходит трудолюбивым, сильным, безотказным. Только додуматься до счастья своего, чтобы сбросить ярмо угнетателей, он не может.

Дикий помещик из одноименной сказки совсем затерроризировал своих крестьян, не давая ни житья, ни продыха. Нигде нельзя пройти, ничего нельзя взять, все подгреб под себя жадный землевладелец, не давая разоренному реформой мужику ничего для жизни. От притеснений те взмолились, попросили бога убрать их с земли со всеми семьями и скарбом.

Помещик не сразу оценил собственную глупость, оставшись совершенно один. Очень быстро он опустился, оскотинился, будучи неспособным обслуживать себя. Ситуация, доведенная до абсурда, вполне могла оказаться правдой. Потеряв здравый смысл в попытках вернуть себе крепостное право, помещик максимально ограничивает тружеников. Получается, что растить хлеб, скотину, заботиться о земле, поместье совершенно некому. Полное одичание неимоверно жадного властолюбца становится закономерным итогом.

16.11.2015

Posted In: Салтыков-Щедрин

Leave a Comment

Сказки М. Салтыкова-Щедрина

Сказки, написанные М. Салтыковым-Щедриным, – это произведения совершенно нового жанра, созданные писателем уже на завершающем этапе его творчества. Такая форма повествования была выбрана не зря, потому что она позволяет скрыть ее истинный смысл от цензуры, а еще потому, что именно так можно доступно и просто трактовать сложные политические и нравственные проблемы. Таким образом, с помощью сказок Салтыков-Щедрин передавал народным массам всю идейно-тематическую сущность своей сатиры.

Эти довольно короткие произведения характеризуются разнообразием художественных приемов, своей социальной значимостью. Они адресованы, по словам автора, «детям изрядного возраста», так как способны развенчать наивные иллюзии многих взрослых, которые привыкли смотреть на мир только сквозь розовые очки.

Сатира писателя, выражена в сказках, безжалостная и особо острая, а иногда даже ядовита и беспощадна. Но иначе нельзя – все выглядело бы не таким точным и правдивым.

Автор сумел гармонично соединить жанры сказок и басен. Сказочные жанровые приемы, использованы в его сочинениях, – это неожиданные превращения, загадочные места действий («в некотором царстве…»). А вот из басен писатель позаимствовал главных героев – волка, зайца, медведя, орла, ворона, других зверей, птиц и рыб, которые читатель воспринимает как маски, скрывающие реальные лица. В этих представителях животного мира Салтыков-Щедрин замаскировал характерные черты, присущи разным социальным типам, поэтому в них мы можем узнать человеческие характеры.

Можно сказать, что фантастика в этих сказках – это только события и ситуации, в которые попадают главные персонажи, а все остальное – вполне реальное (человеческие черты, типажи и т.д.).

Все сказки писателя очень интересны. Их сюжет фольклорен, потому что добро здесь противостоит злу, а хорошее – доброму. Но грани между этими понятиями стираются, и часто положительные персонажи наделяются негативными чертами, а после даже высмеиваются автором.

Произведения Салтыкова-Щедрина доступны каждому читателю. Его аллегории также прозрачны, как в творчестве, Крылова, где в обличии зверей выступают люди, русские люди. Кроме того, щедринские сказки всегда несут в себе мораль, поучения, являясь стихийным воспитателем, а также наставником народных масс.

Язык сказок писателя отличается особой афористичностью. Автор активно и очень точно использует различные пословицы, поговорки, которые уже устоялись в языке, а также сам придумывает новые выражения (например, «собственно не был зол, а так, скотина»).

Образы, которые создал М. Салтыков-Щедрин более века назад, являются актуальными и сегодня, ведь всегда находятся люди, что выставляют недостатки своими достоинствами. Поэтому именно с помощью сказок автор постарался предостеречь читателей: никогда не нужно забывать о том, что часто общечеловеческие моральные ценности заменяются на более удобные качества, и что намного  легче быть зайцем, медведем, лисицей, чем просто человеком.

15.11.2015

Posted In: Салтыков-Щедрин, Сказка

Leave a Comment

Анализ сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

Сказка «Премудрый пискарь» М.Е.Салтыкова-Щедрина изображает обывателя либерала. Со всех сторон окруженный опасностями, Премудрый пискарь умудряется уцелеть во всеобщей борьбе за существование. А это не так уж просто – ведь кругом хищные рыбы, каждая из которых может его съесть. А он сам никого съесть не может, да и не понимает, зачем. Не ввязываясь ни в какие конфликты, стараясь не попасться никому на глаза, пискарь живет сам для себя. Никакой пользы от него никому нет и не будет. Как он жил, никто не видел, и куда он пропал – никто не знает. Он никому неинтересен, поскольку он него ничего не зависит. Такая жизнь устраивает сильных мира сего – щуки ставят его в пример другим.

В сказке изображена политическая жизнь России тех лет. За описанием подводных обитателей  угадываются судьбы современников писателя. Все эти щуки, окуни, плотва, лещи-лежебоки – это жители страны, живущие после «большой рыбалки», когда отец нашего героя тоже чуть было не попался в невод, но чудом уцелел. С тех пор он испытывает страх, и этот страх передает сыну. Инстинкт самосохранения заставляет пискаря закопаться поглубже в ил и осоку. Вместо того, чтобы реализовать свой потенциал, свои творческие силы, герой строит себе уютную норку, в которой и проживает свою никчёмную жизнь. Кругом тьма, сырая мгла. Ни врагов, ни друзей, ни любви, ни привязанности.

Премудрый пискарь сам выбрал себе такой образ жизни. Это ему завещали родители, которые были такими же премудрыми, как и он. Правда, непонятно, в чем его «премудрость»?  Пискарь хочет так прожить жизнь, «чтобы никто не заметил». И он этого добился в полной мере. В образе пискаря писатель критикует либералов-обывателей, которые заботятся только о собственном благе, причем, они не пытаются изменить окружающий мир, не пытаются найти в этом мире применение своим силам.

14.11.2015

Posted In: ЕГЭ, Салтыков-Щедрин, Сказка, Сочинение

Leave a Comment

В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?

Свои первые произведения, написанные в жанре сказки, М. Е. Салтыков-Щедрин создал еще в 60-е годы XIX века. Тем не менее, большинство сказок цикла, который состоит из тридцати двух произведений, он написал в 80-е годы. Все они объединены общими идеями и тематикой. Основной смысл цикла заключается в продвижении идеи борьбы с эксплуататорским порядком в обществе. Своими произведениями автор хотел пробудить у простого народа уверенность в собственных силах. Именно поэтому сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики нарекли "Сказками для детей изрядного возраста", подразумевая, что он предназначен для взрослых. Автор создал новый и оригинальный жанр политической сказки.

Писатель выбрал именно этот жанр, так как для обличительной едкой сатиры идеально походит аллегорическая форма. Кроме того, любая сказка содержит в себе откровенное назидание или народную мудрость и представления о добре и зле. Язык сказок необычайно образен и ярок, поэтому он позволяет наиболее точно и понятно донести идею произведения до читателя.

Стоит заметить, что произведения  Михаила Евграфовича при всем кажущемся сходстве с народными сказками существенно отличаются от них. Например, многое роднит его сказки со сказками о зверях, потому что своих героев автор нередко создавал на основе давно известных образов, обладающих привычными чертами характера: хитрая Лиса, жадный Волк, злой и глупый Медведь, трусливый Заяц. Однако в мир народной сказки М. Е. Салтыков-Щедрин смог ввести злободневные политические темы, никогда не встречающиеся в фольклоре, поэтому у него характеристики традиционных образов претерпевают изменений: Волк оказывается «бедным», Заяц — «здравомыслящим», Орел — «меценатом». В его сказках имеется социальная сатира, что совершенно несвойственно народной сказке.

Существенным отличием от фольклора является и то, что в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина нередко появляются детали, касающиеся современной автору жизни. В «Диком помещике», например, упоминается газета «Весть». Сказывается это отличие и на лексике, которая включает помимо традиционных сказочных оборотов (по щучьему велению, жили-были и т.д.) иностранные слова, канцеляризмы, публицистическую лексику (отрекомендоваться, жизнью жуировать). Для сказок Михаила Евграфовича характерна гротескная заостренность образов несвойственная фольклору, а также применение эзопова языка.

Таким образом, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, близки по стилю к народным, но являются литературными сказками. В них фольклорная основа органично сочетается с авторскими юмором и иронией, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни. Именно поэтому эти сказки не теряют своей актуальности и сегодня. 

13.11.2015

Posted In: Салтыков-Щедрин

Leave a Comment

Анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от цензоров истинный смысл своего произведения.

Сатира является наиболее трудным литературным жанром. Поскольку писатель не мог напрямую высказать свое отношение к явлениям общественной жизни, ему приходилось прибегать к аллегориям, двусмысленности, недосказанности, гротеску, и прочим художественным приемам. И не всегда эти приемы просты в употреблении.

Но, как ни странно, от этих сложностей произведения только выиграли. Оказалось, что такая аллегорическая форма очень понравилась читателям. Ведь тем приходилось догадываться, что имел в виду автор, какие явления и каких людей? От этого простой рассказ становился некоей головоломкой. И мыслящим людям (для которых, собственно, и писались сказки) доставляло удовольствие решать эти головоломки, самостоятельно находя правильный ответ. Думается, именно в этом причина популярности «Сказок».

Своей сатирой автор затронул многие явления тогдашнего российского общества. Поступки и образ жизни многих людей получили тогда «неудовлетворительную оценку». Русский народ, легко угадываемый под масками добрых и справедливых зверей, описан автором с преувеличенно положительной стороны. Он всегда честен, умен и трудолюбив. Хотя, как мы знаем, были и сейчас есть среди представителей народа и бездельники, и пьяницы.

Покорность русского народа, его преданность своим же угнетателям также являются объектом критики писателя. Высмеивает Салтыков-Щедрин рабскую покорность обывателя, который надеется на доброту хищников. Критикует тактику людей, которые надеются отсидеться в стороне от борьбы. Конечно, писатель не призывает к социальной революции, не выдает готовых рецептов устройства справедливого общества. Но это и не является задачей сатиры.

В своих Сказках писатель продолжает традиции народного творчества. Недаром автор выбрал для своих произведений форму сказок. Ведь сказка – это, как известно, вымысел, неправда. По закону жанра сюжет и изложение в сказке обычно носят преувеличенно примитивный характер. Сказка обычно несет в себе мораль, которая может быть выражена буквально одной фразой.

Так называемый Эзопов язык, которым с древности пользовались сатирики, как нельзя лучше подходил к ситуации, в которой приходилось творить Салтыкову-Щедрину. В условиях господства цензуры, преследования инакомыслия  авторам приходилось прибегать к литературным ухищрениям, чтобы смысл произведения, его основная мысль были понятно читателю, но, в то же время, не возникало претензий у цензоров.

За фантастической ситуацией каждой сказки легко угадывается реальное общественное явление, а также всегда прослеживается и отношение автора к предмету своего сочинения. Несмотря на эзопов язык, смысл произведения всегда доступен для понимания вдумчивому читателю.

08.11.2015

Posted In: ЕГЭ, Салтыков-Щедрин, Сочинение

Leave a Comment