«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Произведение А. С. Грибоедова "Горе от ума" было написано в преддверии восстания декабристов 1825 года и полностью отражает атмосферу того времени, когда на смену старому  мировоззрению приходило новое. Основная проблематика комедии заключается в противостоянии двух мировоззренческих эпох: "века минувшего", стремящегося сохранить старые порядки, и "века нынешнего", несущего решительные перемены. 

Представители «века минувшего» — это Фамусов и его окружение, в которое входит как старшее поколение, так и молодёжь. Показатель принадлежности к «веку минувшему» — это вовсе не возраст, а система устаревших взглядов. Эти люди живут по старинке, поддерживая устаревшие порядки. «Век нынешний» представлен в образе Чацкого, яркого представителя революционно настроенной части общества, который открыто заявляет о необходимости изменения общественного.

Герой противостоит сплоченному и не желающему что-либо изменять фамусовскому обществу, которое опасается, что прогрессивные идеи и вольнодумные мысли нарушат их спокойное, безмятежное и сытое существование. 

В фамусовском обществе ценность человека измеряется его происхождением, богатством и положением в обществе. Целью жизни для Фамусова и ему подобных является карьера и обогащение. Протекционизм – привычное явления в этой среде. Государственная служба рассматривается как инструмент достижения личной выгоды.

Чацкий выступает с резкой критикой ничтожности интересов дворянства, крепостнической системы, чинопочитания, невежества и преклонения перед всем иностранным. Он осуждает систему воспитания нового поколения в духе презрения к национальной культуре и народу в целом. Героя яростно обличает пустое, рабское и слепое подражание.

Очевидно, взгляды Чацкого отражают взгляды самого Грибоедова. Устами главного героя своего произведения автор обличает все пороки современного ему общества. Вопреки симпатиям автора, победу в этом противостоянии одерживает фамусовское общество, но Чацкий остается верным своим идеалам. Просто его время еще не настало.

14.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment

Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Главным героем комедии Грибоедова «Горе от ума» является Александр Андреевич Чацкий. Как указывает сам автор, Чацкий противостоит московскому обществу и является единственным здравомыслящим человеком среди всех персонажей произведения. Таким образом, взгляды и идеи Чацкого отражают мировоззрение самого автора.

Образ Чацкого воплотил в себе все характеристики прогрессивного человека, интеллектуально-нравственные запросы которого несоизмеримо выше тех, которыми довольствуется фамусовская Москва. Чацкий противопоставлен главным представителям «века минувшего». Герой выступает в качестве проповедника новых идей. Но, будучи одним из первых провозвестников новых взглядов, Чацкий ведет себя порой безрассудно, проповедуя даже тогда, когда его никто не слушает. 

Чацкий ушел с государственной службы по той причине, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Его возмущает, что государственная служба направлена на прислуживание вышестоящим чинам, а не на служение делу, что она пропитана чинопочитанием, бюрократизмом и холопской подчиненностью. 

Чацкий выступает в роли бунтаря-одиночки, который наивно полагает, что «век нынешний» уже свершил свои завоевания. В начале комедии Чацкий представлен как романтик и мечтатель,  испытывающий иллюзии по поводу возможности нравственного перевоспитания общества, погрязшего в пороках.

Однако вскоре его иллюзии рассеиваются. Чацкий осознает масштабы пропасти, которая пролегает между ним и миром фамусовых. Оболганный и отверженный обществом, герой убеждается в бесполезности своей проповеди. Его надежды и мечты терпят крушение. В финале произведения Чацкий полностью избавляется от своих иллюзий, но не отрекается от своих убеждений. Разгромленный и подавленный герой покидает Москву.

Образ Чацкого демонстрирует назревающий переворот в дворянской среде. Его роль в произведении довольно драматична, он в меньшинстве и терпит поражение. Так автор показывает, что его время еще не наступило. Однако конфликт выявлен, смена старого века новым уже неизбежна.

14.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment

Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»»

В своей бессмертной комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов затрагивает наиболее актуальные проблемы своего времени: патриотизм, государственная служба, крепостничество, состояние национальной культуры и образования. У представителей различных эпох существенно отличаются взгляды по данным вопросам. Столкновение этих взглядов наиболее выражено проявляется в противостоянии главных героев — Чацкого и Молчалина, ровесников, которые абсолютно противоположны по своим убеждениям.

Чацкий – это образованный молодой человек дворянского происхождения, представитель «века нынешнего». Чацкий желает бескорыстно служить Отечеству, приносить пользу своему народу. Он презирает карьеризм, чинопочитание и лицемерие. Он рад служить, но не желает прислуживаться. По своим убеждениям Чацкий имеет много общего с декабристами. Он любит простой народ и критикует крепостничество. Он осуждает преклонение перед всем иностранным и уважает национальную культуру.    

Молчалин – полная противоположность Чацкого. Цель его жизни заключается в построении карьеры и достижении высокого положения в обществе. Смысл жизни для Молчалина сводится к личному благополучию. Он готов продвигаться к своей цели любыми путями и средствами, терпеть любые унижения. Главным оружием Молчалина являются лесть, хитрость, услужливость и изворотливость. С теми же, кто ниже его по чину, из кого нельзя извлечь пользы, Молчалин высокомерен.

Различие между этими персонажами выражается и в их поведении в обществе. Чацкий независим и не боится высказывать свою точку зрения. А Молчалин предпочитает держать свои взгляды при себе. Отношение героев к Софье так же ярко демонстрирует их различия. Чацкий испытывает искреннюю любовь к девушке. Молчалин же лишь притворяется влюбленным в дочь начальника, он играет роль любовника исключительно в интересах своей карьеры.

Молчалин полностью разделяет мораль и нравы фамусовского общества, которое отвечает ему взаимностью. Чацкий же категорически отрицает устои старой Москвы, прекрасно осознавая свою несовместимость с «веком минувшим».

13.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment

За что Чацкий осуждает Москву? (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Столкновение Чацкого и Москвы с ее фамусовским обществом было неизбежно. Разногласия возникают сразу же после приезда Чацкого в дом Фамусова после его трехлетнего путешествия по Европе. Конфликт постепенно набирает обороты и усугубляется любовной драмой, крушением надежд Чацкого на личное счастье. Главный герой вступает в борьбу за свои идеалы, которые полностью противоположны взглядам фамусовской Москвы. 

Происходит противостояние «века нынешнего» в лице передового дворянства, представителем которого является Чацкий, и «века минувшего» в лице крепостников во главе с Фамусовым.  Все, что восхваляет Фамусов, Чацкий осуждает. В отличие от Чацкого, Фамусов полностью удовлетворен праздной жизнью дворянской Москвы. Фамусов — защитник старых устоев, приверженец крепостничества, а Чацкий протестует против крепостников и крепостного права. 

Фамусов и Молчалин видят в государственной службе лишь источник личных выгод, они служат чинам, а не делу. Они не видят ничего зазорного в прислуживании, в то время как Чацкому прислуживаться тошно. Именно поэтому он уходит со службы. Чацкий с радостью служил бы родине, но не хочет прислуживаться начальству. 

Фамусовское общество пренебрежительно относится ко всему национальному и народному, рабски подражает внешней западной культуре. Чацкий же обеспокоен развитием национальной культуры. Фамусовская Москва измеряет значимость человека количеством крепостных душ и его происхождением. Чацкий же видит ценность человека в его личностных характеристиках. Для Фамусова и ему подобных мнение аристократического общества является непогрешимым, а Чацкий отстаивает свободу мысли и право каждого человека открыто высказывать свои убеждения. 

Чацкий резко критикует произвол, деспотизм, лесть, лицемерие и пустоту жизненных интересов московского дворянства. Он со своими идеями врывается в мир Фамусова, словно вихрь. Но его взгляды опасны для сложившихся устоев, обществу проще признать Чацкого сумасшедшим, чем попытаться понять и принять его. Каждый остается при своем мнении, и Чацкий покидает Москву.

12.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment

Сочинение о произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедию “Горе от ума” А. С. Грибоедов написал в начале XIX века, но, к сожалению, она не утратила своей актуальности и по сей день. В своем бессмертном произведении автор обличает пороки, которые поразили русское общество в начале прошлого века. Однако, внимательный читатель легко заметит в комедии героев нынешнего времени. 

Имена персонажей комедии Грибоедова, которые собрались в доме Фамусова, уже давно стали нарицательными. Хозяин дома рьяно защищает  свою эпоху покорности и страха. Этот человек целиком зависит от общественного мнения и не смеет нарушать традиции, даже не задумываясь о их целесообразности. У этого персонажа в цене такие качества, как лесть и низкопоклонство. Занимая значительный пост, Фамусов интересуется лишь чинами и благами. Для него ценность человека измеряется его положением в обществе и деньгами. Грибоедов блестяще передал в образе Фамусова такую черту современного чиновничества, как протекционизмом. 

Образ Фамусова воплощает знакомые черты многих наших современников. Ведь многие используют в своей жизни ту же самую шкалу ценностей, которая была присуща русскому барству начала XIX века. Вся бюрократия, как общественное явление, держится именно на таких Фамусовых. 

То же самое относится и к таким персонажам, как Молчалин и Скалозуб. Целью жизни этих молодых людей является карьера и положение в обществе, которых они добиваются при помощи низкопоклонства и подхалимства. Эти герои составляют прослойку общества, которая безропотно выслуживается перед вышестоящими, какими бы они ни были.

В противовес фамусовскому обществу Грибоедов создает образ Чацкого, который воплотил в себе качества передового человека новой эпохи. Чацкий противостоит крепостному праву, осуждает жестокость помещиков, высмеивает карьеризм, чинопочитание, невежество. Он стремиться привнести в общество гуманность, уважение к народу и свободу мысли. Подобные личности встречаются в любом обществе, особенно — на стыке двух эпох. Таких людей называют “белыми воронами”. Чацкий отвергается  фамусовским обществом, которое даже не пытается его понять и признает сумасшедшим. 

Писатель создал настолько живых персонажей, что они пережили своего создателя и дожили до нашего времени.“Горе от ума” — воистину бессмертное произведение, которое переживет много эпох и не утратит своей актуальности.

12.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment

Почему Чацкий обречен на одиночество?

Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» называют общественной комедией, в которой продемонстрировано социальное столкновение «века минувшего» и «века нынешнего». Век нынешний и прогрессивные идеи преобразования общества воплощает в себе Александр Андреевич Чацкий, главный герой произведения. На примере Чацкого автор показывает читателю, как нелегко привносить новые идеи в общество, которое закостенело в своих взглядах. А тот, кто все же решится на это, будет обречен на непонимание и одиночество.

Чацкий – это собирательный идеалистический образ. Грибоедов наделил его независимостью, свободолюбием и щедростью души. Герой отстаивает собственные  суждения по поводу происходящих событий, желает бороться с несправедливостью. Он искренне любит народ и противостоит жестокой крепостнической системе, которая его угнетает. Его чувства непосредственны и чисты. Это же касается и его любви к Софье.

Чацкий – это  человек новой эпохи, не такой, как остальные, поэтому чужак и отщепенец обреченный на одиночество и непонимание. Герой несет миру новые идеи, мысли, взгляды. Он осуждает мораль, которая лежит в основе жизни «фамусовского общества», которая укоренилась в сознании и сердцах людей. Чацкий – сильный и бесстрашный человек, готовый отстаивать свои идеалы и принципы.

Его прогрессивные идеи нарушают покой устоявшегося, превратившегося в гнилое болото, общества. Чацкий наталкивается на стену непонимания и неприятия. Ему предлагают отказаться от своих идеалов, стать серой личностью и не выделяться из толпы, что равносильно нравственной гибели.

Но герой принимает решение противостоять системе и остается в абсолютном одиночестве. Фамусовское общество не в силах простить ему такой независимости и свободолюбия. Распространяются глупые слухи о сумасшествии Чацкого. Общество отвергает «безумца» и изгоняет его.

Одиночество Чацкого обусловлено его несовместимостью с окружающим обществом. Ведь если представители мира Фамусовых признают правоту Чацкого, то им нужно будет отречься от привычных устоев своего уютного мирка, что для них абсолютно неприемлемо. Поэтому для Чацкого, как для человека, который решил пойти против системы, уготован единственный удел – удел одиночки и изгоя.

11.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment

Смешон или страшен Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»?

Молчалин является ярчайшим представителем фамусовского общества, главным оппонентом главного героя. Значимость данного персонажа в произведении можно уровнять с ролью Чацкого. Он участвует как в общественном конфликте, так и в любовном. Молчалин – достойный ученик Фамусова и конкурент Чацкого в любовном треугольнике с Софьей.

Молчалин и Чацкий — это представители одного поколения, но они абсолютно противоположны по своим нравственным идеалам и жизненным принципам. Молчалин — убежденный консерватор, принимающий зависимость «от других» как основной закон выживания. В то время как Чацкий — прогрессивный человек с широкими свободными взглядами. Очевидно, что взаимопонимание между этими персонажами невозможно, а конфликт между ними неизбежен.

Бесспорно, Молчалин – это посредственный, типичный «средний» человек. Но он гордится своей «умеренностью и аккуратностью». Его мировоззрение и поведение строго регламентировано его местом в служебной иерархии. Молчалин скромен и услужлив, он готов всецело зависеть от воли своих «покровителей». Этот человек не нуждается даже в какой-то маломальской степени свободы.

Все эти качества позволяют Молчалину органично вписаться в фамусовское общество, чего не скажешь про Чацкого. Молчалин – это уменьшенная копия Фамусова, ведь у них много общего, несмотря на большое различие как в возрасте, так и в общественном положении.

Различия между Молчалиным и Чацким проявляются и в их отношении к Софье. Если Чацкий искренне любит эту девушку и для него не существует ничего выше этого чувства. То Молчалин лишь умело разыгрывает влюбленность, хотя и не находит в Софье «ничего завидного». Он лишь выполняет завещание своего отца угождать всем людям.

Но разоблачение в глазах Софии в финале романа вовсе не означало поражения Молчалина. Он вышел сухим из воды. Остановить продвижение карьеры таких людей, как Молчалин, невозможно. Именно в этом и заключается опасность данного персонажа. Он действует завуалировано и ради достижения своих целей ни перед чем не остановится. Поэтому Молчалин куда более страшен и опасен, чем кажется на первый взгляд.

11.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment

Маски Молчалина (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Молчалин был секретарем московского дворянина Фамусова и пользовался его доверием. Он не был дворянского происхождения, но стремился сделать карьеру. Его фамилия очень подходила его поведению, он старался быть незаметным и молчаливым. Молчалин производил впечатление скромного молодого человека, который играл на флейте и любил сентиментальные стихи. Дочь Фамусова Софья восхищалась его добротой, кротостью и уступчивостью. Она не подозревала, что видит лишь маску, которая необходима Молчанину для реализации своих жизненных планов.

Целью жизни этого молодого человека является карьера, чины и богатство. Счастье для него заключается в деньгах и веселье. Для достижения своих целей Молчалин избрал самый верный путь: угодничество и лесть. Молчалин — угодник нового поколения, он действует тонко и незаметно. Он трепещет перед Фамусовым, заискивает перед Хлестовой.

С Софьей он обходится весьма почтительно, притворяясь влюбленным в нее,ухаживает за ней. Но вовсе не потому, что девушка ему нравится. Молчалин видит в ней лишь дочь своего начальника, расположение которой может поспособствовать его дальнейшей карьере. О своем лицемерии перед Софьей он цинично признается служанке Лизе, которая ему действительно нравится.

Угодничество вышестоящим, низкопоклонство и лесть являются жизненными принципами Молчалина, его главным оружием, которое он использует для достижения своих целей. Готовый на подлость ради чинов и богатства,он и других меряет той же меркой. Он уверен, что расположение Лизы можно легко купить, поэтому обещает подарить девушке "туалет прехитрой работы".

Когда Софья застает Молчалина в объятьях с Лизой, он начинает унижаться перед ней, но вовсе не потому, что осознал свою вину, а потому, что опасался краха своей карьеры. Когда появляется Чацкий, Молчалин и вовсе спасается бегством. Молчалин противопоставлен Чацкому не только в любовной интриге, эти герои противоположны по своей жизненной позиции. Молчалин разоблачен, испуган и унижен. Но, к сожалению, такие приспособленцы, как он, быстро возрождаются.

11.12.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment