«Мастер и Маргарита» М. Булгакова (краткое содержание I части)

В романе "Мастер и Маргарита" повествование ведется одновременно о двух разных историях, которые не соприкасаются сюжетами, но, в то же время, не противоречат друг другу, а в конце воссоединяются в общий контекст. 

Повествование начинается с диалога редактора одного из журналов и весомого в литературных кругах человека по фамилии Берлиоз с поэтом под псевдонимом Бездомный. Их беседа идет на религиозную тему, а точнее о поэме об Иисусе Христе, которую написал поэт, но совершенно не в том контексте, который требовался редактору. Услышав их разговор, отрицающий существование Бога, к ним подошел незнакомец, который на самом деле оказался Воландом. Он вступил с литераторами в разговор о Боге, судьбе, смерти, в ходе которой констатировал, что Берлиоз в этот же день умрет. Незнакомец, доказывая существование Бога, рассказывает о Понтии Пилате, которого, якобы, видел лично.

Далее повествование ведется о Понтии Пилате, к которому привели человека по имени Иешуа, который пытался сподвигнуть людей на бунт против кесаря. Поговорив с преступником Пилат понимает, что тот — глубоко религиозный человек и не хотел нанести вреда никому. Но, тем не менее, Пилат не сумел отстоять у первосвященника Каифа освободить невинного Иешуа и отправил его на казнь.

Рассказ возвращается к сцене на Патриарших прудах, где Берлиозу отсекает голову трамвай, а Бездомный, интуитивно ощущая кто был неизвестный, отправляется за ним вдогонку из-за чего оказывается в доме для умалишенных, где знакомиться с Мастером. 

К председателю жилтоварищества Босому выстроилась огромная очередь из людей, желающих занять освободившуюся квартиру Берлиоза. Свита Воланда дает ему взятку и заселяется в квартиру, а Босого арестовывают за хранение валюты. 

В это время финдеректор варьете Римский с администратором Варенухой пытаются найти пропавшего Лиходеева, который присылает телеграммы и сообщает, что находится в Ялте. Понимая, что физически это невозможно, управляющие пытаются выяснить правду. Варенуха пропадает, а эксперт по черной магии Воланд начинает представление в варьете, где творит настоящие чудеса, после чего люди, соблазнившееся деньгами и дорогой одеждой, остаются голыми с этикетками из-под газ-воды.

09.12.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

 Одной из особо глубоких и основных тем мировой литературы является извечное противостояние злых и добрых сил. Каждый автор представляет эту борьбу по-своему, и ни одному из них никогда не удастся исчерпать ее до самого конца. Данная тема отлично освещена в одном из гениальнейших и лучших романов всех времен и народов «Мастере и Маргарите», опубликованном лишь после смерти автора, коим является Михаил Афанасьевич Булгаков.

 Этот удивительный философский роман, смысл которого раскрывается не каждому читателю и отнюдь не сразу, изучать нужно особо внимательно, вдумываясь в реплики каждого из героев. Читать его советуют несколько раз, но в разном возрасте, ведь только тогда становится понятно, что это своеобразное послание, завещание Булгакова потомкам, в котором можно найти множество подсказок на волнующие многих вопросы о добре и зле.

 В романе, который писался автором более двенадцати лет, протянута неразрывная нить между далеким прошлым и современной для Булгакова жизнью. Однако, как в прошлом, так и в настоящем времени, по предположению автора, борьба добра со злом ни на миг не утихает, так как окончательной победы ни одна из сторон добиться не сможет никогда.

 Главным олицетворением добра здесь является Иешуа Га-Ноцри, а роль злого героя играет Воланд. Оба персонажа, будто неразделимо связаны друг с другом, их спор и разномыслие не покидает их ни на мгновение, вот почему действие книги внезапно перемещается то в самое начало новых времен, то в Москву начала 20-го века. Этим Булгаков, должно быть, хотел поведать о том, что добро и зло не могут существовать раздельно, обе силы одинаково могущественны и вечны.

 Иешуа Га-Ноцри — образец чистоты, истины, благодеяния, всепрощения и любви ко всему живому. Иешуа является главным героем, о котором рассказал в своем произведении Мастер. А это значит, что Мастер посредством произведения искусства желал показать свое противостояние обществу, в котором правят нечестные, лживые, трусливые и бессовестные люди. Следовательно, Мастер также является олицетворением добра в романе Булгакова. Печально то, что Мастер не смог дойти в своем противостоянии до конца, он попросту сдался, столкнувшись с лицемерным обществом лицом к лицу, а поэтому его заслугой является лишь покой, но не свет.

 Воланд — абсолютное зло, дьявол, в которого общество отказывается верить, ровно, как и в Бога. Однако, даже злые силы зачастую справедливы и честны с теми людьми, кто этого действительно заслуживает, именно это становится очевидным, после прочтения романа. Воланд прибыл в Москву лишь с одной единственной целью — восстановление нарушенного в пользу зла равновесия. Он был призван также для того, чтобы заставить общество вспомнить о том, что зло порождает лишь зло, а также о существующем во вселенной законе возмездия. Он справедливо карает людей за их слабости и пороки, однако он помогает влюбленным Мастеру и Маргарите вновь обрести друг друга, потому что их любовь искренна и всемогуща.

 Я полагаю, что роман «Мастер и Маргарита» — это обращение автора к людям, его послание нам. В нем повествуется о том, что каждый человек обязан задумываться об ответственности за все совершенные им деяния, какими бы они ни были, плохими или же хорошими, ведь именно наши поступки тянут нас вниз, или же наоборот, делают наши души возвышеннее и светлее.

08.12.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment

Сочинение Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Маргарита», Воланд – один из ключевых персонажей, олицетворение дьявола.

Булгаков наделяет Воланда асимметрией лица. У дьявола глаза разного цвета, брови на разном уровне, и зубы из разного металла. Воланд – мужчина за сорок лет, у него прекрасная царственная осанка и надменное отношение к окружающим. Он величественен и жесток.

Дьявол многолик. Так, он по-разному представляет москвичам цель своего визита. Автор описывает Воланда как карающую силу, которая решает судьбу некоторых персонажей романа. Одного только присутствия Воланда и его свиты в Москве достаточно, чтобы заставить москвичей продемонстрировать все свои низменные черты.

Дьяволу положена собственная свита. Возглавляет свиту Воланда Коровьев-Фагот – старший демон, рыцарь и черт, одевающий маски пьяницы, мошенника и проныры.
Еще один черт в свите Воланда, Азазелло – демон-обольститель. Именно он дает Маргарите волшебный крем. Азазелло выполняет функции убийцы, его орудие – это насилие.

Самый харизматичный член дьявольской свиты – это кот Бегемот, любимый шут Воланда. Этот невероятных размеров черный кот на самом деле является оборотнем, и в конце романа он предстает перед нами в образе мальчика-пажа. В романе кот олицетворяет один из смертных грехов – чревоугодие.

Также, в свите Воланда есть служанка – Гелла, девушка-вампир. Она хороша собой, и внешне похожа на ведьму. Поцелуй Геллы обращает Варенуху в вампира. Гелла не занимает высокой должности в свите Воланда, поэтому в конце романа Воланд о ней забывает.

Наверное, в насмешку, Булгаков наделяет всех представителей нечистой силы различными уродствами. У Воланда – кривое лицо, Бегемот непомерно толст, у Азазелло – бельмо на глазу, а у Коровьева-Фагота – невероятно узкие плечи. Никто из представителей дьявольской свиты не отличается красотой, у каждого в наличии очевидный дефект внешности.

На балу Воланда особенно заметна природа его силы. Он жив пока живут грешники, но сила его иллюзорна. Воланд не смог пригласить на бал живого человека, кроме Маргариты. Поклоняющаяся  дьяволу нечисть, присутствующая на балу сатаны, превращается в прах, лишь только живой праведный человек делает глоток крови грешника.

08.12.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment

Фантастика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» наполнен драматическими сюжетными линиями с элементами фантастики и мистики. Действительность переплетается с вымышленным миром. В произведении, помимо вечных тем любви, смерти, добра и зла, изображено влияние потусторонних, высших сил на устройство жизни человека. В романе «Мастер и Маргарита» остро становиться вопрос существования Бога и дьявола, что определяет духовное начало как самого человека, так и всего общества.

Совсем неслучайно изобретательный «иностранец» Воланд посетил Москву 30х годов, чтоб посмотреть, изменилось ли человечество за последнее тысячелетие. После октябрьской революции пролетариат становится передовым, руководящим слоем общества. Сатана решил проверить его на нравственность, моральность, человечность. Он появился на Патриарших прудах в обществе Берлиоза и Бездомного и его крайне удивил тот факт, что у современного строя отсутствует вера в Бога, дьявола. Непринуждённо он напомнил высокомерным писателям, что в конечном итоге их жизнь не зависит от них и трагические обстоятельства послужили тому доказательством.

Автор изобразил свиту дьявола в роли Коровьева, кота Бегемота, Азазелло, Геллы, главной задачей которых является разоблачить, на первый взгляд, честолюбивый и патриотических граждан. Все эти персонажи олицетворяют алчность, хитрость, преступность, искушение. Социалистическое общество, как оказалось, ничем не отличилось от других поколений: чиновники берут взятки, люди жестоки, коварны, корыстолюбивы. Их, как и раньше, волнует «квартирный вопрос».

Воланд не только жестоко «наказывал», но и даровал прощение людям. Он отпустил Понтия Пилата, и палач ушёл по лунной дороге с Иешуа, расспрашивая о высшем, недосказанном. Чистота любви несостоявшегося писателя и замужней Маргариты была доказана смертью обоих. Маргарита изображалась ведьмой на метле, царицей балла – предала мужа. Самоубийство для неё было одним выходом попрощаться со старой жизнью и навсегда остаться с Мастером. Они также покинули этот мир свободные.

С помощью фантастических элементов автор раскрывает внутренний мир каждого героя и общества в целом. Иллюстрируется борьба добра со злом, любви и ненависти, несовершенство общественного строя, духовного начала каждого человека. Писатель создал литературный шедевр, в котором контраст мистических и реальных событий сглаживается и читатель погружается в  новый мир, наполненный рассуждениями, философией. «Рукописи не горят»: как роману Мастера, так и творчеству самого М. Булгакова предназначено вечное существование.

08.12.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment

Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Мистический и скандально интригующий роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" по праву считается самым загадочным сочинением, чтение и изучение которого вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Глубокий философский смысл, невообразимые главные герои и актуальность во все времена сделали это произведение одним из наиболее читаемых и обсуждаемых.

Точкой кульминации в романе является сцена бала Сатаны, описанная в 23 главе. Главная героиня Маргарита, принимает предложение Князя Тьмы быть королевой бала, после чего следуют невообразимые приготовления: ее омывают кровью, на ноги одевают туфельки из лепестков роз, одевают тяжелую цепь с изображением пуделя на шею, а голову, как и подобает, украшают короной. Это приготовление походит на черный сатанинский ритуал. Несмотря на неприятное впечатление от происходящего Маргарита непоколебима, ведь она надеется, что услуга, оказанная Воланду, поможет вернуть ее любимого Мастера или хотя бы узнать где он. В этом, в который раз, проявляется ее жертвенность и самоотверженность ради любви.

Бал Сатаны проходит в квартире Берлиоза, которая фантастическим образом была увеличена темными силами до невообразимых размеров. Маргарита, несмотря на свою непростую задачу, как и подобает радушной хозяйке вечера, принимает гостей, которые являются давно мертвыми убийцами и грабителями, доносчиками и шантажистами, воскресшими для бала. Ни к кому из них Маргарита не проявляет сочувствия или расположения и лишь история, рассказанная Бегемотом, о Фриде, убившей свое дитя от безысходности, задевает королеву бала за живое. Маргарита проявляет сострадательность к женщине, которой все время подкладывают роковой платок, напоминающий о содеянном детоубийстве. 

Когда же бал был завершен и все гости превратились в прах, то настал черед Маргарите получить благосклонность Воланда. Но, когда тот спросил, чего же хочет Марго, то добродушная и искренняя женщина, думающая о других больше, чем о себе, попросила не приносить более платок Фриде. 

12.11.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment

Действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» недаром появился в печати только в 1966 году, через 26 лет после смерти Михаила Булгакова. Писатель знал, что его рукописи суждено пылиться в ящике письменного стола.

В романе с сарказмом описывается молодая страна Советов, несоответствие между ее образом и реальностью.  Честный, порядочный гражданин существовал только в газетах и литературе, написанной в духе советского реализма. В реальности люди приспосабливались к действительности всеми доступными методами. Квартирный вопрос, дефицит, бедность пробуждали в душах людей худшие инстинкты. Так появлялись доносы на соседей, в надежде занять их жилплощадь, процветала подлость и лицемерие. Над некоторыми мелкими пороками Булгаков добродушно посмеивается, а другие явно осуждает. Подлость и трусость таких персонажей, как Алоизий Могарыч, критик Латунский – описана с презрением, без тени иронии. Приспособленчество, жадность, зависть – описываются автором с явно выраженной сатирой. Очень показателен эпизод с пустым костюмом председателя комиссии. Это символ бесполезной власти, сотен и тысяч чиновников, которые чувствовали себя вершителями судеб, но на деле ничего собой не представляли.

Отдельная тема романа – это литературный мир конца 20-х начала 30-х. Символичным местом в романе является ресторан «Грибоедов» и ассоциация литераторов МАССОЛИТ. Помпезный ресторан, солидная организация именитых литераторов – все это оказывается мишурой, за которой скрываются бездарные, жалкие люди, которые погрязли в интригах и жажде наживы. Писатели МАССОЛИТа озабочены получением бесплатных путевок, квартир и чем угодно, кроме творчества. Одинокими и гонимыми представлены в романе истинные писатели, такие как Мастер. Он терпит лишения, но продолжает служить творчеству. Мастер запрещает Ивану Бездомному называть себя писателем, и с гневом отвечает на его вопрос: «вы писатель?» словами «Я – Мастер». В романе это образ настоящего служителя Творчества, отрешенного от житейской суеты.

06.11.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment

Сочинение Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман "Мастер и Маргарита" потрясает читателя своей глубиной и никого не оставит равнодушным. Тут реальность смешивается с выдумкой, а понятия добра и зла искусно подменяют друг-друга.

"В белом плаще с красным подбоем " перед читателем предстает сам прокуратор города Ершалаим — Понтий Пилат. Персонаж потрясает своей неоднозначностью. Занимая высокую должность, вершитель человеческих судеб, страдает от непроходящей головной боли. Великого прокуратора часто терзают сомнения о выносимых им же приговорах, ведь не всегда он отправляет на казнь действительно виноватых. Но он служит великому кесарю и обязан придерживаться, не всегда справедливых, законов Ершалаима. Можно провести параллель между головной болью, донимающей прокуратора и его неспокойной совестью.

В жизни Понтия Пилата появляется Иешуа Га-Ноцри — нищий философ, проповедующий страшные вещи, ставящие под сомнения власть великого кесаря. Сквозь образ Га-Ноцри с первых мгновений проступает образ Иисуса Христа, не смотря на то, что автор умышленно изменил его биографию. Иешуа проповедует о вечных человеческих ценностях — о добре к ближнему, о справедливости и добродетели. Он называет Пилата "добрым человеком" и рассуждает о том, что все люди добры и равны и нужно с любовью относится друг к другу. Беседа с Иешуа заставляет прокуратора задуматься о словах заключенного. К ужасу прокуратора, Га-Ноцри говорит, что "оборвать" жизнь может лишь тот, кто  ее "подвесил" и, таким образом, ставит под сомнение право кесаря казнить и миловать.

Читатель видит, как Понтий Пилат постепенно начинает чувствовать небывалое расположение к странному бродяге. Он все больше понимает, как много истины скрыто в словах Иешуа. Понтий Пилат начинает бояться своих мыслей, ведь эти помыслы ставят под сомнение власть кесаря.

Прокуратор, чувствуя, что Иешуа ни в чем не повинен, все равно отдает распоряжение о казни, пойдя тем самым против голоса своей совести. Виной всему трусость, страх перед кесарем и боязнь потерять свой высокий статус. Га-Ноцри казнен жестоким способом, но прокуратора тоже постигла тяжелейшая кара — груз собственной совести. И этот груз ему предстоит нести до конца жизни.

Историческая часть романа является отражением мыслей самого Мастера, и в конце не только Га-Ноцри обретает бессмертие, но и Понтий Пилат, отдавший приказ о казни. И там они продолжат свой бесконечный спор о сути добра и зла.

05.11.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment

Сцена в Варьете (анализ эпизода из романа М. Булгакова)

Михаил Булгаков затронул широкий спектр проблем в произведении «Мастер и Маргарита». 

Сцена в театре «Варьете» – один из самых ярких моментов романа. В знаменитом «сеансе черной магии» Воланд разоблачает людские пороки, которые, несмотря на изменившийся внешний антураж, остались прежними. Во многих классических произведениях дьявол – это олицетворение зла. В романе Булгакова дьявол появляется в Москве, чтобы понять, как изменились горожане внутренне. Не случайно местом развития событий стал именно театр «Варьете». В нем собиралась самая разношерстная публика, чтобы получить порцию зрелищ. Автор ясно указывает на то, что «Варьете» – это не храм искусства, а балаган. С простыми фокусами, дешевыми трюками и неумными шутками конферансье Бенгальского.  

Свита Воланда показывает фокусы, которые обнажают истинные помыслы и побуждения зрителей. Один за другим мы видим воплощения «смертных грехов»: алчность в сцене с заколдованными купюрами, тщеславие в «дамском магазине», гордыню и блуд в образе Семплеярова, который высокомерно потребовал разоблачить фокусы, но был разоблачен сам. Перед зрителями появляются разные искушения, на которые они с легкостью и радостью поддаются. Дьявол – мастер искушений, которые пробуждают в людях худшие пороки.

С каждым новым фокусом зрители все больше увлекаются. Когда с потолка начинают падать деньги – люди от радостного возбуждения быстро переходят к ожесточенности, завязывается потасовка. Незадачливый конферансье попытался вмешаться, и был наказан. Но не Воландом, а самой публикой: «Голову ему оторвать! – сказал кто-то сурово на галерке». Дьявольская свита моментально выполнила это пожелание. Кто знает, как далеко могла зайти обезумевшая публика, но «и милосердие иногда стучится в их сердца». Воланд увидел все, что хотел. Люди остались прежними, склонными к порокам, легкомысленными, но чувство жалости и сострадания им не чуждо. После этой сцены Воланд удалился, оставив публику на своих «ассистентов». Зрители быстро оправились от шока и радостно продолжили участие в дьявольских развлечениях.  

В этой главе Булгаков хотел показать, что люди разные, их нельзя однозначно назвать хорошими или плохими. Автор также подчеркнул особенности исторического времени, в котором развивались события романа. Дефицит в магазинах, борьба за коммунальные комнаты и квартирный вопрос, «который испортил москвичей» – все это ключ к пониманию происходящего в театре «Варьете». Современные люди, как и их предшественники, склонны к жадности, ханжеству, лицемерию. В зависимости от реалий, те или иные пороки выходят на первый план, но это свойственно человеку. «Обыкновенные люди», — именно такой вывод делает Воланд во время своего эксперимента. Публика из «Варьете» – олицетворение мелких пороков, которые часто встречаются среди самых разных людей. Настоящих, неисправимых грешников автор показывает на балу Сатаны.

03.11.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment