Характеристика героя Плюшкина по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души»

 Образ Плюшкина, описанный Николаем Васильевичем Гоголем – один из самых ярких и удачных в произведении «Мёртвые души». Это был образованный и неглупый человек, хороший хозяин. У него была жена и трое детей. Однако после смерти жены и отъезда детей он изменился до неузнаваемости. Плюшкин стал посмешищем, больной личностью, отказался принимать участие в жизни своих детей и внуков. Героя полностью поглощает жадность. Он начинает собирать всякий хлам, не стесняясь даже воровать у своих и без того бедных крестьян. Тянет всё в дом, в общую кучу, где уже и так валяется множество ненужных вещей.

 Деревня разорена, усадьба разрушена, как и душа героя. Об этом можно судить по описанию дома, стоящего местами в один этаж, а местами в два. Окна заставлены или забиты досками, бревно старое и тёмное, крыши похожи на решето, ворота покрыты плесенью – дом выглядит дряхлым инвалидом. Он своим видом даже похож на хозяина. Внутри лишь потрёпанная да ветхая мебель, старые картины, кругом царит опустение и разруха. Всё говорит о том, что герой давно позабыл об этой усадьбе, ничто ему не интересно.

 Маленькие глазки, худощавое лицо, длинный подбородок – таким видим мы этого человека. Одет он бедно и грязно, на нём засаленный разорванный халат и тряпка на шее. Плюшкин выглядит настолько ужасно, что Чичиков при встрече принимает его за ключницу. Тот признаётся, что скорее принял бы героя за нищего, нежели за помещика, имеющего восемьсот душ. Всё это даёт нам понять, что Плюшкин давно уже не богатый помещик, а оторванный от жизни человек, живущий в своём непонятном мире. Жадность Плюшкина достигла громадных размеров. Он не знает ни границ, ни пределов. Ничто не может остановить его от маниакального накопительства.

 В произведении автор даёт понять, насколько могут быть губительны последствия такого поведения. Жизнь становится бессмысленной и бесполезной. Если не держать себя в руках, то такая участь может постигнуть любого, даже неглупого человека и хорошего семьянина, каким был наш герой.

16.12.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Плюшкин – помещик с мертвой душой

Чичиков совершает свои визиты к помещикам с определенной целью – приобрести как можно большее количество «мертвых душ». Но сквозь претворяемую Чичиковым аферу, саму по себе безнравственную, выявляется еще одна сюжетная линия поэмы – линия омертвения душ живых вполне еще людей. Поэтапное описание благосостоятельных помещиков, подводит к венцу очерствевших душ – Плюшкину.

Он – завершающая фигура из плеяды крепостников, еще и этим он приковывает внимание. Жизненный путь Плюшкина складывался так, что из обычного семьянина, помещика, он превратился в бесполое существо, скупое на имущественные блага, но и эмоционально оскудневшее. Оставшись один на один с собой, Плюшкин находит лазейку от реальности в экономии, а затем и в преувеличенной ее форме – скупости.

Бережливость переходящая мыслимые границы, делает людей его окружающих заложниками такого существования, когда подозрительность и стяжательство становятся смыслом всего. Нагромождение мелочей в поместье и в залах дома, не вызывает ощущения благосостояния, а только лишь чувство брезгливости. Тряпье, надетое на самого помещика – нищенский хлам, который давно требует, чтобы его выбросили, возможно, вместе с его обладателем.

Жадность до накопления губит окружающий мир, само поместье, пронизывает гнилью и ветхостью. Так сильно стремиться сохранить Плюшкин все маломальски ценное, что сохраняя, уничтожает и выращенный урожай, которым уже никто не воспользуется. Природное естество и сам народ, тем не менее, жив и нет сомнений, он и после Плюшкина продолжит жить, но уже полной жизнью.  

Чичиков при всем своем безразличии, от открывшейся картины жизни, теряет самообладание по первости. Очень хорошо разбираясь в людях, он улавливает, что Плюшкин давно уже не живет, а по инерции влачит свое бытие. Но для Чичикова Плюшкин лишь один из эпизодов, и соприкоснувшись с мертвым миром Плюшкина, он продолжает свою линию. Жизнь Плюшкина же, которую всколыхнуло посещение афериста Чичикова, унялась столь же быстро, как успокаиваются круги на болоте затянутой ряской.

09.12.2015

Posted In: Гоголь, Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

«Лирические отступления» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» является вершиной творчества Н. В. Гоголя, в нее автор постарался воплотить все основные особенности своего таланта. В композиционной структуре этого произведения важнейшую роль играют лирические отступления, которые гармонично вписываются в эпическое повествование. Лирические монологи помогают оценить поведение персонажа, обдумать смысл жизни, судьбу России, ее народа, а также постигнуть суть назначения писателя, узнать о его духовном мире, его идеалах.

Лирические отступления Н. Гоголя очень разнообразны по своему настроению, пафосу и тематике. Они освежают произведение, раскрывают идею и задумку автора, оттеняют различные жизненные картины. С их помощью писатель показывает свое отношение ко всем описываемым людям и событиям, рассказывает читателю о высоком призвании человека, о значимости больших общественных интересов и идей.

Так о чем же конкретно эти отступления?

О чиновниках. Гоголь обобщает образы всех государственных служащих, чертами которых являются взяточничество, корысть и чинопочитание. Противопоставляя толстых и тонких, он на самом деле подчеркивает их общие отрицательные черты.

О нашем общении и обращении, их оттенках и тонкостях. Заискивание перед богатыми, самоунижение чиновников перед их начальниками и высокомерное отношение к своим подчиненным –все это нашло отражение в поэме и заняло там одно из важных мест.

О русском народе, его языке. Автор обращает наше внимание на то, что в речи каждого народа отражается его национальный характер, и поэтому не зря русский язык характеризуется своей удивительной меткостью.

О писателях. Николай Васильевич рассказывает о двух типах писателей –  реалистического и романтического направлений, о прекрасном уделе писателя-романтика и горестного – писателя-реалиста, который рискует в своих произведениях писать правду. Благодаря таким размышлениям он смог определить и значение своего творчества.

О заблуждениях. Автор пытается донести читателям, что человечество, дабы начать жить правильно, должно следовать нравственным ценностям, о которых говорится в христианском учении, ведь оно ушло в праведной дороги и находится на краю пропасти.

Заключительные строки поэмы связаны с Россией. Автор размышляет о национальном характере россиян, о самом государстве. А под символическим образом птицы-тройки Гоголь изобразил свою веру в Россию, потому что это именно государство имеет великую историческую миссию, предназначенную свыше.

Все эти лирические отступления говорят о высоком чувстве патриотизма писателя. Потому что овеян глубокой любовью образ России, который и завершил поэму «Мертвые души», являлся воплощением того идеала, что освещал писателю путь во время изображения им пошлой и мелкой жизни, не имеющей души.

14.11.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя по праву считается главным произведением автора, завершающим его творчество. Писатель работал над ним много лет, имея в качестве примера «Божественную комедию» Данте. Его задумкой было написать о трех мирах бытия героев поэмы и России вообще – аде, чистилище и рае. Но с годами замысел менялся, а поэтому менялась и идея с названием. Но при любых вариантах всегда неизменным оставалось словосочетание «мертвые души», в которое Гоголь вкладывал глубокий смысл, так как оно являлось очень важным для понимания всего произведения.

Но почему же именно такое название выбрал для своего сочинения автор? Первая причина – потому что оно связано с самим сюжетов рассказа: Деловой человек и в то же время мошенник Чичиков, посещая разные места России, скупает мертвые ревизские души. Делает это он с целью провернуть большую мошенническую операцию – заложить купленных умерших крестьян в опекунский совет как живых и в результате получить за это немалую сумму денег.

Герой берется за дело с большой ответственностью. В поисках этих самых мертвых душ он посещает деревни русских помещиков. Описывая их хозяев, автор дает понять читателю, что это и есть в действительности «мертвые души». Чего стоит только любезнейший и воспитанный Манилов, который только и делает, что мечтает и занимается пустыми рассуждениями. Такая же мертва и пуста душа помещицы Коробочки, а еще Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и многих других. Все они давно уже не живут духовной жизнью, их души умерли либо находятся на полпути к этому. Писатель подчеркивает, что духовная жизнь всех вышеперечисленных героев заменяется чревоугодием, а все остальное их попросту не интересует. Интересно также то, что даже некоторые крепостные, служа у своих бездушных господ, тоже начинают терять себя и свои души.

Название поэмы также символизирует жизнь уездного города N. Ведь когда Чичиков, оформляя свои приобретения, начинает посещать различные инстанции этого города, оказывается, что практически все чиновники тоже являются «мертвыми душами». Автор дает понять нам, что эти чиновники еще более мертвы за помещиков. Они только то и делают, что берут взятки, бездельничают и наживаются на нуждах просителей.

Николай Васильевич, рассказывая обо все этом, пытается донести до читателей, что Россия, которую символизирует уездный город К, находится в кризисном состоянии, что людские души окаменели и умерли. Именно душу Гоголь считал главным в человеке, потому что она – это божественное начало каждого из нас. Душа – как вещь, ее можно потерять, продать, проиграть… Но тогда человек станет мертвым, несмотря на то, что его тело живо. Но главное, Гоголь считал, что душа может возродиться.

Дав, таким образом, своему произведению название «Мертвые души», Н. Гоголь имел ввиду живых людей, что умерли еще при жизни. Они бесполезны, а иногда даже опасны. Самая главная часть каждой человеческой натуры – это душа. И поэтому автор призывал за нее бороться.

13.11.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Смысл названия поэмы «Мертвые души»?

"Мертвые души" — это самое главное и итоговое произведение Н.В. Гоголя. Написание этого шедевра заняло у автора целых 7 лет (с 1835 по 1842 г.г.). 


Изначально автор хотел создать своё произведение по примеру не менее известного произведения Данте — "Божественной комедии". Предполагалась подобная структура: 3 части — ад, чистилище и рай. Однако в процессе написания замысел да и само название постоянно менялись, неизменным оставалось лишь словосочетание "мертвые души".


Но почему же такое название? Хотя для невдумчивого читателя название покажется уж очень простым и примитивным — это совсем не так. Да, с одной стороны название описывает сам сюжет произведения. Деловой человек и просто мошенник Чичиков Павел Иванович ездит по всей России и скупает мертвые ревизские души. Делает он это, конечно, не с целью собственного обогащения посредством получения денежных средств через опекунский совет, а с целью вывоза крестьян на территорию Херсонской губернии, дабы они там начали хозяйствовать и зажили счастливо. Но те ли это "мёртвые души"?


Эти действительно мёртвые души, купленные Чичиковым, автор описывает с любовью и восхищением, все умершие крестьяне люди самобытные, яркие и талантливые. 

А вот их хозяева — помещики, вот где действительно мёртвые души. И об этом просто кричат их описания. Манилов — воспитанный, либеральный и любезнейший помещик. Но на деле он пустой, беспомощный человек, который дело полностью заменил словом. Не более жива и помещица Коробочка, цель её жизни купля — продажа, всё остальное ей чуждо. Эти и все остальные помещики — Ноздрев, Плюшкин, Собакевич давно перестали жить духовной жизнью. Дабы донести до читателя свою мысль автор даже сравнивает все эти "мёртвые души" с животными или вообще неодушевлёнными предметами — медведь, птицы, коробочка. Помещики полностью заменили свою жизнь чревоугодием, каждый в своей степени.


Не менее интересным является то что даже вся прислуга вот таких помещиков — "мертвых душ" также теряет свою душу и превращается в подобие своих хозяев.


Своим произведением и его названием автор не просто предлагает читателю посмеятся над такими "мёртвыми душами", а заглянуть вглубь себя и удостоверится, не появилось ли ничего подобного у самого. 


Душа — это самое главное и важное что есть в человеке, однако её можно легко потерять. А жизнь тела без души не приносит никому никакой пользы. Но по утверждению автора душу можно возродить, главное вовремя заметить её отмирание.

26.10.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Сочинение о главных героях поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Чичиков и Плюшкин.

В образ Чичикова, Николай Васильевич Гоголь вложил все черты помещичьего дворянства России ХIХ века: скупость, корыстность, жажду к власти. Служба на таможне стала для Чичикова хорошей возможностью разбогатеть на взятках и аферах. В конце концов, связав свою жизнь с контрабандой и другими темными делами, он  был разоблачен своим же подельником. За все время службы, Чичикову удалось скопить немало деньжат и он быстро подыскал замену своему прежнему делу. Очередной аферой Чичикова становится скупка душ умерших крестьян. 
Поместье Плюшкина, вызвало неподдельный интерес у меркантильного махинатора Чичикова. Плюшкин с огромной радостью и удивлением, принимает предложение Чичикова оплаты им налогов за души умерших крестьян.  
Образ Плюшкина стал олицетворением невиданной жадности, скупости и крахоборства. Имея целое состояние и "тысячу с лишком душ" в подчинении, Плюшкин ходил в засаленном старом халате и собирал повсюду ненужный хлам. Жажда накопительства стала его главной маниакальной целью. Неслыханная меркантильность, отворачивает от Плюшкина, всех родных и близких. Лишь, Чичиков, воспользовавшись низменностью взглядов Плюшкина, видит в нем, главную цель своего будущего благосостояния. 
Обветшалое и захламленное имение Плюшкина стало отображением мелочной и эгоистичной души своего хозяина, который напрочь забыл не только о себе, но и о жизни своих подчиненных крестьян. Мертвые души для него стали важнее, нежели живые люди. 
Своим произведением Николай Васильевич Гоголь  отчетливо показал читателям обветшалость и низменность душ своих героев.

25.10.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Образ помещицы Коробочки в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Пожилая вдова коллежского секретаря Настасья Петровна Коробочка – помещица, живущая заботами только своего небольшого имения. Она исключительно бережлива и хозяйственна, знает всех крестьян по именам, заботится о приехавшем Чичикове, старается сгладить неудобства путешествия.
Настасья Петровна предстает как «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее». Ее наряд не меняется ни утром, ни вечером.

Хозяйство Коробочки

Помещица Коробочка описана Гоголем как бы вскользь, она кажется неотъемлемой частью своего упорядоченного хозяйства. Двор полон домашней птицей, огород – овощами, спеющие фрукты на деревьях накрыты сеткой, избы крестьян крепки и прочны. В хозяйском доме убранство не менялось много лет: обои старенькие, маленькие старинные зеркала, часы с нарисованными птицами – все это ровесницы Коробочки. Всюду рассованы старые колоды карт, чулки, письма. Жалуясь и плачась на жизнь, Коробочка постоянно набирает «деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода». Жалобы ее показные, потому что хозяйство всегда приносит доход.
Когда Коробочка понимает, что мертвые души – такой же товар, как пенька или мед, она сразу старается выторговать побольше и очень боится продешевить. Немая сцена, возникшая между Чичиковым и Коробочкой, показывает духовную убогость обоих персонажей. Они старательно обходят тот факт, что занимаются мошенничеством.

Почему Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой»?
Потому что весь мир для нее сузился до размеров деревеньки. Все, что творится в мире, либо не интересует ее вовсе, либо интересует с точки зрения собственной выгоды. Ее невозможно сдвинуть с места или что-то объяснить. Ее убеждения непоколебимы — даже если они явно глупы.

Она живет словно в скорлупе, не принося никакой пользы.

Гоголь поясняет, что многие государственные чины – «совершенная Коробочка». Все ясные доводы оказываются бесполезны, потому что отскакивают от человека, «как резиновый мяч отскакивает от стены».

12.09.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

В чем смысл названия поэмы «Мертвые души»?

Поэма «Мертвые души» — считается центральным произведением Николая Васильевича Гоголя. Он трудится над ней многие годы постоянно совершенствуя ее и вкладывая все более глубокий смысл. Автор задумал написать произведение в трех частях, по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия», где будет ад, чистилище и рай для современного ему российского общества. К сожалению, мир увидел только первую часть, вторая была им уничтожена, а третья вовсе не написана.

Смысл названия «Мертвые Души»

В чем же смысл названия, почему такое мистическое имя соответствует поэме о жизни чиновников и помещиков того времени? Самый первый ответ на этот вопрос связан с занятием главного героя поэмы. Павел Иванович Чичиков ездит по российской глубинке, скупая умерших крестьян у неведающих помещиков, якобы для того, что отправить их на работу в Херсонскую губернию. Хотя основная его цель — это обман системы, личное обогащение и выдача этих крестьян за реальных для получения выкупа. Сами помещики ничуть не против получения денег за такую странную сделку, хотя некоторых приходится уговаривать.

Сатира на жизнь поместного дворянства

Также Гоголь стремится показать жизнь помещичьего сословия того времени, выставить на всеобщее обозрение моральный упадок его представителей. И герои, которые встречаются на пути Чичикова, как бы, сами предстают «мертвыми душами», закостенелыми, грубыми и невежественными личностями, которым чужды высокие человеческие побуждения. Также каждый помещик является представителем определенного социотипа, которого Гоголь рассматривает под увеличительное стекло. Мы видим и слащавого, праздного «философа» Манилова, жадную и корыстную Коробочку, аморального и неуправляемого Ноздрева, грубого Собакевича и скупого до безобразия Плюшкина. Все эти типы людей являются представителями никчемной и мертвой жизни и показываются автором как сатирические образы тех времен. Таким образом Гоголь вкладывал глубокий смысл в свою поэму, а ее название как нельзя лучше отображает его замысел.

12.09.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment