Образ Коробочки в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Читая произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души», очень легко представить персонажей в реальной жизни. Они описаны самобытно, ярко, жизненно, многогранно. Среди них особенно выделяется образ помещицы Коробочки. Ее поведение заставляет задуматься, насколько человек может быть поглощен накопительством, постоянно думать о деньгах.

Хотя Настасья Петровна живет достаточно зажиточно, она жалуется на тяжелую и несправедливую жизнь. Постоянно рассказывает о неурожаях, убытках, умерших крестьянах. На протяжении всего повествования Коробочка тщательно сортирует денежные купюры, пересчитывает их, складывает по мешочкам.

Смысл жизни Коробочки – накопительство, которое целиком поглотило ее натуру. В комнатах полно старых вещей. Ими никто не пользуется, но помещица все время стремится заполнить дом новыми предметами. Ее застывший, ограниченный мир олицетворяют мухи, которые роятся в каждом уголке.

Павел Иванович Чичиков, встретившись с хозяйкой, видит множество построек. Она предлагает гостям купить мед, перья, муку. Чичиков рассказывает, что ранее не пробовал такого множества блюд. У него не возникает сомнения в состоятельности вдовы.

Коробочка пытается извлечь из всего выгоду. Она долго размышляет над предложением Чичикова, не доверяет ему, боится продешевить. Желание иметь много денег подталкивает ее на сделку. Каждый человек для нее прежде всего покупатель, который может приумножить количество обожаемых купюр.

Настасья Петровна настойчиво торгуется с Чичиковым, хочет побольше всего продать. Вытягивает из него обещание приобрести к душам дополнительный товар. На скудость ума хозяйки указывает приезд в город с целью узнать цену на мертвые души.

В произведении ясно прослеживается желание автора донести до читателей мысль, что такие люди, как Коробочка, не смогут никогда исправиться, измениться. Об этом символически указывает и местонахождения деревни – вдали от дороги, вдали от настоящей жизни.

 

11.09.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В каждой главе поэмы перед читателем раскрывается поочерёдно каждый из пяти помещиков, имеющий отрицательную характеристику. По мере развития происходящего сгущаемость негативных черт лишь усиливается. Но все они воедино сливаются в Чичикове. Он и есть та самая ключевая фигура, вобравшая в себя все самое наихудшее.

Несмотря на это, нельзя забывать, сами по себе черты (мечтательность Манилова, предприимчивость Чичикова и др.) вовсе не есть плохие, но в поэме представлены в гипертрофированной и абсолютизированной форме из-за чего и становятся причиной моральной деградации.

Чичиков умеет прекрасно менять свои маски при общении с людьми, в особенности с теми, кто нужен ему для сделки. Читатель всё время наблюдает его обходительную и чёткую игру, но не его самого. По-настоящему он раскрывается лишь когда остаётся один, тогда его черты проявляются в маленьких деталях (например, ларчик, где хранится хлам).

Чичиков максимально приспособился к законам и ситуации в стране, а человеческие чувства и проявления заменили деньги. Он не первопричина «зла», скорее его следствие, ведь если ему удалось добиться желанной цели, значит в государстве действительно много «мёртвых душ», которые способствуют разложению порядка, морали, нравственности и появлению подобных Чичикову.

 

11.09.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В своем произведении «Мертвые души» Н. В. Гоголю удалось не только передать атмосферу России той эпохи, но и умело представить все человеческие грехи и вредные привычки. Для этого писатель использует образы помещиков уездного города, с которыми на протяжении всей поэмы знакомится главный герой Павел Иванович Чичиков.

Первым на его пути встречается Манилов – человек широкой души и добрых поступков, заботливый, ласковый, верный и правильный. Однако, так только кажется: на деле же Манилов совершенно не заботится ни о своих близких, ни о крепостных, а его любезность и добропорядочность оказываются необходимы лишь для того, чтобы поскорее найти свое «место под солнцем».

Противоположность Манилова – коллежская секретарша Коробочка. Женщина, которая полностью погрязла в хозяйственных делах. Коробочке не свойственна расточительность Манилова, она добрая, трудолюбивая, только вот интересы ее ограничены, а жадность в продаже крестьян берет верх – «…я лучше маненько повременю….».

Попадаются Чичикову и совсем неприятные личности: Ноздрев и Собакевич. Первый – тратит все свои деньги на развлечения и проводит время с картежниками да пьяницами, второй же – никому не доверяет, а своей мелочностью и жестокостью удивляет даже Чичикова.

Пожалуй, самый яркий образ помещика в поэме – это Плюшкин. «Прореха на человечестве» своим видом напоминает не то мужчину, не то женщину, живет в пыли и грязи (весь дом прогнил), не общается с собственными детьми, предпочитая, вместо этого, собирать все, что попадает в руки.

Образы помещиков показывают весь абсурд и ужас происходящего в современной Гоголю России. Самое страшное заключается в том, что такие Маниловы, Плюшкины, Собакевичи существует и сейчас. И живут себе спокойно…

05.03.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

«Чиновник с виду и подлец душой» ( по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Павел Иваныч Чичиков на первый взгляд может показаться предприимчивым и довольно приличным человеком. Он не крадёт, не убивает, не паразитирует на доверии, а скупаемым им умершим «крепостным душам» уже не помочь. Но как же тогда быть с гоголевским «припряжём подлеца»?

Автор рассказывает о жизни своего героя, начиная с самого его детства и везде подчёркивает: все устремления Чичикова сводились к одному – к накопительству. И путь достижения материальных благ мальчик усвоил ещё со школьной скамьи – угождение вышестоящему начальству. С этой установкой герой и идёт по жизни, продавая, предавая, обманывая других в лучших ожиданиях. Вот он отказывает в помощи всегда высоко ценившему его учителю. А вот добивается расположения дочки повытчика, чтобы занять доходное место.

Служба Чичикова в казённой палате, а точней только помогла расцвести его дурным наклонностям. И немудрено: в атмосфере всеобщего воровства и взяточничества, а также затягивания дел вряд ли могло развиться что-либо другое. Занимаясь казённым капитальным строительством и работая на таможне, Чичиков только совершенствовал собственное мастерство. Нравственные же вопросы его совершенно не беспокоили. Ведь формально он не сделал никого несчастным, брал «от избытков» и делал то же самое, что и все. И даже после уголовного суда над ним он не сделал выводов и был готов начать новую аферу. Из него уже сформировался «чиновник с виду и подлец душой».

Известно, что во втором томе поэмы Н.В. Гоголь собирался привести своего героя к раскаянию и нравственному перерождению. Но этот план так и не был осуществлён.

05.03.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Портреты помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя разворачивает перед читателем настоящий вернисаж из психологических портретов современных Гоголю обывателей. «Нравы эпохи», а вернее, ее безнравственность, воплощены в галерее литературных образов помещиков, живущих в уездном городе N. в романе «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.

Первый, кому наносит визит Чичиков – Манилов. Унылая личность разочаровывает в себе очень быстро. Бросается в глаза его желание выглядеть прилично, уступать во всем, подлизываться. Его любовь к крестьянам и семье – только на словах. Он ни о ком не заботится, его слова сладкие, как патока, но пустые. Манилов не имеет ярких черт характера или сколько-нибудь значимых занятий . Можно сказать, что он – бесхарактерный, бесхребетный. Недаром слово «маниловщина» обозначает людей, которые готовы любезничать даже с чертом, но при этом абсолютно бесполезны.

Коробочка, вдова высокопоставленного чиновника, на вид добрая старушка. Ее мирок –ограничен, а непроходимая глупость граничит с тихим идиотизмом, хотя она и кажется безобидной. В сделке с Чичиковым, который называет про себя ее «дубинноголовой», Коробочка обнаруживает хватку и скупость, торгуется, боится продешевить, продавая «мертвые души». Выглядит это в устах набожной старушки цинично и гадко. Самая отвратительная черта этого персонажа – патологическая жадность, она копит богатства, но это бессмысленно, потому что она одинока.

Ноздрев – бесшабашный кутила, с душой нараспашку. Он бесхитростный, щедрый, громогласный и открытый, но врет без нужды на каждом шагу. Его любимое занятие – «надуть в карты». Ноздрев – игрок, он готов спустить целое состояние, вся жизнь этого помещика – бесконечные кутежи и скандалы. Внешне энергичный, Ноздрев оказывается пустым, а его бурная деятельность не приносит плодов. От него нет никакого толку, зато много шума. Он проматывает состояние с чудовищной скоростью, и это так же бессмысленно, как и пустое накопительство имущества Коробочкой.

Собакевич – один из самых благополучных персонажей, авторитетный, значительный, старающийся быть на короткой ноге с «нужными людьми». У него есть смекалка и хватка, прочные деловые связи, хозяйственная «струнка». Кажется, он все держит «под контролем». В момент обмена списков мертвых крестьян на деньги он обнаруживает подозрительность и алчность, его хищное нутро обнажается, и читатель видит, что Собакевич жадный и мелочный, нахрапистый и неуклюжий. Такой для достижения цели перешагнет через труп любого человека, а из-за копейки – удавится.

Плюшкин – самый гротескный и несчастный персонаж. Грех жадности превращает его в полностью деградировавшее существо. Его личность давно пережила распад, характер прогнил насквозь. Внешне он похож на старуху, и Чичиков принимает его за ключницу. Скупость и накопительство превратило его поместье в склад никому не нужного старья. В его поместье все гниет и превращается в прах. Ткани обращаются в пыль от старости, стога сена гниют и превращаются в мерзко пахнущий навоз, овощи и еда червивы, мука окаменела от времени. А крестьяне у Плюшкина бегут от голода из поместья, или «мрут как мухи». В Плюшкине не осталось любви ни к чему, его никто и ничто не интересует, кроме мертвых вещей. Образ Плюшкина комичен и страшен, а тот факт, что когда-то он был предприимчивым помещиком, кажется нереальным.

Все участники интриги оказываются в кругу интересов главного героя повествования. Авантюрист Павел Иванович Чичиков скупает у помещиков «мёртвые души». А кто такой этот Чичиков? Личность его обаятельна, но есть в нем странности. Мы о нем практически ничего не знаем. Его роль в сюжете – главная, он собирает вокруг себя милых людей из приличного общества и заключает с ними выгодную сделку. С одной стороны это – обычная финансовая авантюра. Но с другой – покупка «мёртвых душ» обретает иной смысл, мистический, с отпечатком настоящего «инферно». Мы видим, что помещики – давно мертвы духовно. И сюжет предстает в другом виде: Чичиков становится похож на представителя «адской канцелярии» или на самого Дьявола. Кажется, со сделкой не все так просто, и Чичиков дешево скупает «мертвые души» хозяев поместья, в то время, как они думают, что «мертвые души» — это всего лишь списки умерших крестьян. Не случайно название этой книги вызвало бурю негодования. Эти «добрые люди» увидели в книге себя, как паразитирующих на крестьянах безбожников и грешников, чьи давно уже мертвые души попадут в ад.

05.03.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Образы чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» — это сатира не только на крепостное право, но и на власть бюрократии в России. Каждый умелый чиновник, он же «толстый господин» неминуемо превращается в помещика, «славного русского барина». Достаточно лишь прослужить какое-то время «богу и государю». Но в чём состоит эта служба?

В городе N вместо прокурора всеми делами занимается стряпчий Золотуха. Инспектора врачей управы также можно застать только дома, если он к тому времени не уехал играть в карты. В палате, где служил в своё время Чичиков, занимались умышленным затягиванием дел.

Вместо своих непосредственных обязанностей чиновничество занимается выяснением отношений между собой, сплетнями и пустословием. Что же касается казнокрадства, взяток и полного равнодушия к просителям, это стало совершенно повсеместным явлением. Не случайно капитан Копейкин из рассказанной почтмейстером истории так и не мог добиться справедливости, а Чичиков не видит в своих действиях ничего противоправного.

Конечно, чиновники могут оказать принадлежащим к их «кругу» особую милость и, как председатель палаты, ничего не взять, например, с Чичикова. Но исключение лишь подтверждает правило. Именно поэтому при раскрытии аферы с «мертвыми душами» всех гложет страх: у каждого скопилось чересчур много разнообразных «грешков», так что к «неблагонамеренным» можно причислись любого из них.

В целом же мир чиновников, изображённый Н.В. Гоголем, страшен. Ведь именно от этих людей в конечном счете зависит судьба страны.

05.03.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Чичиков – незаурядная яркая личность (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Можно ли назвать Павла Ивановича Чичикова из «Мёртвых душ» незаурядной личностью? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Безусловно, Чичиков намного сложнее всех тех помещиков и чиновников, с кем ему волей судьбы приходится иметь дело. Он умеет найти общий язык с самыми разными типами людей, как с «возвышенным» Маниловым, так и с приземлённым выжигой Собакевичем, как с гулякой Ноздрёвым, чья мысль перескакивает с одного предмета на другой, так и с «дубинноголовой» Коробочкой. Сама его идея с «мёртвыми душами» не только оригинальна, но и выгодна с одной стороны помещикам, получившим возможность экономить на уплате податей, с другой – чиновникам, ибо статистика не нарушается, да к тому же есть шанс получить крупную взятку. Кроме того, он изначально был беден и вынужден копить каждую копейку, чтобы выбиться в люди… и вот уже имеет неплохие шансы разбогатеть. Пусть даже и на мошенничестве. И даже сейчас у него вполне неплохая бричка. И служат у него лакей Петрушка и кучер Селифан. То есть Чичиков – это не маленький и забитый Акакий Акакиевич, с трудом зарабатывающий на шинель. Незаурядность Павла Иваныча возбуждает подозрение даже у дам губернского города. Ведь за такими непривычными для общества делами явно может крыться нечто, очень романтичное: кража губернаторской дочки, например.

Нельзя не отметить предприимчивости главного героя и его упорного стремления к цели. Но какой? Занять достойное место в ряду Собакевичей и так же, как они коптить небо. Достаточно заурядный вариант.

05.03.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Тема Родины и народа в поэме «Мертвые души»

Н.В. Гоголь одним из первых затронул вопрос аморальности крепостного права. В поэме «Мертвые души» он рисует смелую сатирическую картину российской действительности 20-х годов XIX века. Особенно ярко в своем произведении писатель выразил тему Родины и народа.

Издание поэмы было очень важно для автора. На ее создание писателя вдохновил А.С. Пушкин. Гоголь тяжело переживал смерть своего друга и наставника. Он был убежден, что шагом на пути к совершенствованию страны должно стать изобличение человеческих грехов и проступков.

События поэмы происходят в губернском городке, отравленном бесчинствами местной власти. Гоголь с нескрываемым отвращением описывает устаревший дворянско-бюрократический строй, создает едкие и язвительные образы чиновников, помещиков и аристократов.

Трагичному миру «мертвых душ» автор противопоставляет лирический и романтичный образ Родины. Описание страны и крепостных крестьян пропитано любовью и нежностью. Гоголь осознавал, что крепостное право не позволяет России расти и развиваться. Он жалел крестьян и переживал за их тяжелую судьбу.

Нельзя не заметить перехода от едкой сатиры, которой автор пользуется при характеристике дворянского сословия, к мягкому юмору при создании образов простого народа. Гоголь восхищается смелостью обычных людей. Они – его надежда на светлое будущее России.

Таким образом, в своей поэме «Мертвые души» писатель смог нарисовать яркую картину Родины и народа, передав читателям огромную любовь к России.

05.03.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment