Описание России в романе Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Тема России поднимается на протяжении всего романа Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Великий писатель постарался раскрыть всю сущность русских людей. С одной стороны — бюрократизм и произвол, царящий в губерниях. С другой — сочувствие простому народу. Николай Васильевич негодовал по поводу порядков, установленных в начале XIX века. Его возмущало несправедливое положение в обществе.

Писатель изобразил представителей дворянства в неприглядном свете. Он показал их глупость, подлость, жадность и никчемность. Н.В. Гоголь высмеивает помещиков, губернаторов и чиновников и жалеет некоторых крестьян, забитых и неграмотных.

В то же время автора восхищает мужество, сила, стойкость русского народа, который стремится к свободе, несмотря ни на что. Он скорбит над судьбой крепостных. Дворяне относятся к ним как к своей собственности, не видят в них людей. Вместе с тем писатель верит в светлое будущее России и в то, что несправедливые порядки будут заменены новым общественным строем.

17.02.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Символизм поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Написанная Н.В. Гоголем поэма «Мертвые души» получила неоднозначную оценку от современников писателя. Россия начала XIX века изображена серо и неприглядно, простой народ ее гибнет от бесчинств огромной армии помещиков и чиновников. Всевозможные человеческие пороки прячутся под маской добродетели, а сердечность и честность называют глупостью.

Символизм поэмы заложен уже в самом названии. Если вдуматься в смысл, то становится очевидной нестыковка – ведь душа бессмертна. В царской России душами называли крепостных крестьян, слово же «мертвые» означало тот факт, что люди, официально числящиеся по бумагам живыми, на самом деле уже ушли в мир иной. Главный герой, Чичиков, используя в своих корыстных целях эту халатную ошибку бюрократической машины, ездит по городам и весям и скупает за бесценок «мертвые души». Название поэмы отражает ужасающий цинизм, когда человеческая жизнь становится разменной монетой, словно вещь, которую можно с легкостью купить и продать.

Нельзя не поразиться тому насколько мастерски Гоголь создал образы помещиков. Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Манилов, Ноздрев – даже их имена говорят сами за себя. Описание каждодневного быта, привычек и нравов подталкивает читателя к неутешительному выводу: вся губернская верхушка прочно погрязла в собственных эгоистических желаниях и потеряла всякое понятие благородства, чистоты помыслов и бескорыстия. Нередко именно в их отношении употребляются эпитеты, призванные подчеркнуть их внутреннюю пустоту и черствость («дубиноголовая», «человек-кулак»). Автор красноречиво дает понять – именно помещики и есть те самые «мертвые души».

Совершенно по-особому символично то, с какой любовью характеризуются автором выходцы из народа. Простые мужики, работающие во благо своей земли, показаны как истинная живая душа российского народа. Крестьянство не сломлено и, несмотря на свою тяжелую, полную тягот жизнь, искренне верит в уготованное ему светлое завтра.

17.02.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Проблема жанра «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя

Н.В. Гоголь оставил в своём творчестве немало загадок. Одной из них является прозаическое произведение «Мёртвые души». По внешним признакам это роман в прозе – в отличие от «романа в стихах», как назвал П. С. Пушкин «Евгения Онегина». Но сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как «поэму». Почему? Что общего у «толстого» романа с поэтическим произведением?

Ключи от разгадки можно найти в письмах и записках писателя. Сюжет романа, который подсказал Гоголю А.С. Пушкин незадолго до роковой дуэли. Гоголь сознательно называет свой роман «поэмой», как бы перекликаясь с Пушкиным, назвавшим объёмное поэтическое произведение «Евгений Онегин» — романом. Однако на этом параллели с поэмным жанром не исчерпываются.

Приключенческий «авантюрный» роман с «плутом» в роли главного действующего лица действительно обнаруживает признаки лирического произведения. Как и поэтическое произведение, «Мёртвые души» охватывает образ Руси целиком, благодаря целому ряду лирических отступлений. Это сближает роман с эпопеей. В лирических отступлениях происходит мощное философское осмысление образа «русской действительности», где прошлое становится залогом настоящего, а уроки настоящего позволяют пророчески прозревать будущее России.

Образ главного героя «плутовского романа» становится основой сюжета, где персонаж переживает ряд путешествий и приключений. Фабула строится на том, что некий авантюрист, воспользовавшийся «прорехами» в законах, пытается скупить «мёртвые души» умерших крестьян, чтобы по документам получить льготы и бесплатную землю. Для этого он предпринимает путешествие по русским поместьям, где сталкивается с различными персонажами, осуществляя акты купли-продажи «мёртвых душ». Роман сочетает в себе эпический размах и явно выраженные сатирические черты, с их обличительным пафосом, язвительной иронией. Персонажи романа порой воплощаются писателем с беспощадной иронией, предстают перед читателем в гротескном виде. Черты характеров заострены до карикатурности и предвосхищают творчество Салтыкова-Щедрина.

Фон, на котором разворачивается частная история Чичикова – образ русского быта целой эпохи – постепенно становится всё более живым и одухотворённым, выходит на первый план. Русская страна, загадочная и непостижимая, воплощается с эпическим размахом и претворяется, как это бывает в поэзии, в целом ряде художественных метафор. «Птица-тройка», а также образ русской действительности, как бесконечного пути, где примечательны «дураки и дороги», мистический смысл обретают ямщики и почтовые станции, становятся мощными образами-символами. На них до сих пор «оглядываются» писатели и поэты, публицисты и философы. Недаром образ «птицы-тройки», олицетворяющей Россию, становится ключевым в пророческом стихотворении А. Блока «Россия», отправной точкой для понимания блоковского поэтического сюжета.

Русь, воплощенная в образах безымянных русских мужиков и деревенских баб, а также неярких, но удивительно тонко и поэтично прописанных, пейзажей русской природы, постепенно вырастает и становится главным. В то время, как образы и характеры помещиков и чиновников, с которыми сталкивается Чичиков – второстепенными, как бы временными, почти механическими. Образ Руси, возникающий из полных любви размышлений писателя о судьбе Отечества, кажется вечным, несокрушимым и поэтически притягательным, именно здесь писателем воплощена бессмертная «загадочная русская душа», а образы конкретных людей, помещиков и чиновников, на которых держится приключенческий сюжет, вдруг обретают вид «мёртвых душ» на фоне живого, бессмертного образа Руси.

17.02.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment

Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Хоть Иван Павлович Чичиков и является центральным персонажем поэмы Н. Гоголя «Мертвые души», но в то же время он остается загадкой для читателя.

Описание внешности в начале произведения (ни худ ни толст; не молод, но и не стар) подчеркивает собирательность образа. Автор поэмы акцентирует внимание на поведении центрального персонажа в обществе, замалчивая его внутренние мотивы и переживания. При этом Гоголь оговаривается, что Чичиков — подлец. Потому это образ не героя в общепринятом понимании, а, скорее, антигероя.

В то же время Чичиков не просто персонаж, а герой поэмы: не смотря на недостатки, Гоголь качественно выделяет его на фоне скопидомства Плюшкина, грубости Собакевича, самолюбия Ноздрева и мелочностью Коробочки. Вместе с тем Иван Павлович видит в себе отражение всех этих черт, ведь его образ — это своеобразное зеркало всего помещичества как явления.

Гоголь выделяет в Чичикове такие качества, как целеустремленность, умение найти подход к каждому, деловая хватка. Но зная мотивы центрального героя, мы понимаем, что он более удачлив в действиях, но в моральном плане никак не возвышается над остальными персонажами «Мертвых душ».

В последней главе читателю приоткрывается история становления центрального персонажа, историю его «омертвления души». Иван еще в юности понял свою главную цель жизни: достичь богатства. Но не богатства из любви к деньгам — финансы были лишь средством, возможностью насладиться жизнью, получить в конце концов все желаемое.

Иванушка еще будучи школьником пришел к выводу, что бескорыстие и искренность только вредят. Потому, выслуживаясь перед учителем, он становится любимчиком. Позже его умение врать и втираться в доверие лишь совершенствовалось. За ложное обещание он получил должность повытчика. Работая на таможне, Чичиков нашел возможность сотрудничать с контрабандистами, убедив при этом начальство в своей честности и неподкупности. Очередная афера — покупка мертвых душ.

Итак, Гоголь воплотил в образе Ивана Павловича новый вид помещика — жадного и расчетливого, но с личиной достойного члена общества. Николай Васильевич демонстрирует в поэме, что если такие вот чичиковы — с честным лицом и мертвой душой — придут к власти, то страну ждет катастрофа. Но показывать только один путь не в гоголевском стиле. Потому во втором и третьем томах Иван Чичиков, скорее всего, должен был духовно переродится, показать путь к духовному воскрешению. Но. к сожалению, этого нам, читателям, так и не дано узнать: второй том произведения был сожжен.

03.02.2015

Posted In: Мертвые души - Гоголь

Leave a Comment