Анализ трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

Трилогия Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» – произведение, в котором автор скорее написал свой автопортрет, начиная с детского возраста.

Детство маленького Николеньки окрашено теплыми тонами домашнего уюта, добра, заботы, любви. Все окружающее его весело и счастливо, как кажется мальчику. Тесный мир его вполне безопасен.

Но наступает отрочество – период сомнений, тысячи вопросов, задаваемых не столько окружающим, сколько самому себе. Отрочество, стремящееся заглянуть, что же там, за стенами родительского дома. Неизвестность, которая неудержимо влечет, несмотря на ощущение опасности, раздора даже с самим собой.

Юность – период, когда Николай Иртеньев, получивший такую долгожданную свободу выбора и действий, сталкивается с суровой реальностью. Мир за стенами дома холоден и чужд, он строго судит и не пощадит за ошибки. Николай Иртеньев узнает, сколь многогранен человеческий характер, какими разными могут быть люди.

Произведение особенно тем, что в нем отражена одна из первых попыток в русской литературе, не просто описать происходящее, но отразить внутренний мир героя. Отразить реально, со всеми достоинствами и недостатками. Все душевные терзания Иртеньева очень естественны и натуральны для юной души. Этим приемом Толстой делает героя близким читателю. Близким настолько, что его чувства и эмоции переживаются читателем, как свои собственные.

Трилогия изначально задумывалась автором как роман под рабочим названием «Четыре эпохи». То есть кроме трех перечисленных должна была быть еще и «Молодость». Но дойдя до конца Юности автор, в лице Николая Иртеньева испытал некоторое крушение идеалов. Истина – субстанция не постоянная. Это то, что думающий человек ищет всю жизнь. И у каждого наступают переломные моменты, когда пересматриваются старые идеалы, обнаруживаются новые, доселе незамеченные. В такие моменты поиск истины устремляется в начало, туда, где все началось. Только пройдя все заново, проанализировав и обдумав, можно найти новый для себя путь. Тот, который в этот момент будет представлять для тебя истину.

08.12.2015

Posted In: Дети, Детство, Добро, Дом, Разное, Сочинение, Толстой Л.Н., Человек

Leave a Comment

Сочинение на тему: Диалектика души Толстого в повести «Юность»

Повесть "Юность" Льва Николаевича Толстого с необыкновенным трепетом и искренностью передает нам душевные искания, переживания, осознание своего "я", перемены во взгляде на жизнь в период юности главного героя — Николая Иртеньева. Повествование от первого лица создает удивительное ощущение похожее на личное знакомство с героем. Возникает ощущение будто именно тебе Николай доверяет свои тайны, мысли и внутренние рассуждения, именно с тобой делится своими переживаниями по поводу происходящего в своей жизни. Интересен и тот факт, что "Юность" — это автобиографическая проза.

Повесть начинается с того, что Николай рассказывает какой именно момент можно назвать началом его юности.  Он связывает начало этой поры с появлением мыслей о назначении человека и его стремлении к нравственному усовершенствованию. Именно с этого момента начинаются более глубокие внутренние рассуждения и переживания о смысле жизни, человеческом предназначении, о всем том, чему ранее не было места в его голове и душе. В это время он неохотно готовится к поступлению в университет, где по его мнению и начнется его новая и взрослая жизнь. Он часто размышляет о том, что так легко оторваться от прошлого и начать новую жизнь, переделать жизнь заново, предпринимая попытки стать независимым и занять свое место в обществе. В этом возрасте Николай наиболее остро воспринимает свою индивидуальность и все, что происходит с ним в этом мире.

Благодаря природной склонности к разностороннему анализу, а также особой пытливости, в университете у Иртеньева формируется более глубокий характер, появляются более глубокие рассуждения на тему человеческих взаимоотношений, а также взаимоотношений между разными социальными слоями. Он мечтает о крепкой дружбе, такой как сложилась у его друзей. Николай старается сблизиться со своими товарищами, активно принимает участие в студенческой жизни. Но стремление к познанию светской жизни и ее нравов, подражание людям светского круга, создает новый конфликт в его внутреннем мире.

Несмотря на то, что Николай легко поступил в университет, на первых же университетских экзаменах его ждал провал. Это подломило его только что сформировавшиеся взгляды на жизнь и подтолкнуло к поиску новых, более правильных законов жизни, а также к самосовершенствованию. Николай поставил своей главной жизненной целью — нравственное развитие.

Особую роль в формировании мировосприятия Иртеньева играет искренняя дружба с Дмитрием Нехлюдовым. В долгих разговорах со своим другом Николай впервые осознает что взросление, это не только временной период, но и период постепенного становления души. Товарищи помогают друг другу лучше понять этот мир.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой помогает нам окунуться в душевные искания и проблемы юных лет. Помогает лучше осознать себя, не отторгать внутренние перемены и не вступать в конфликт с внешним миром, а понять что развитие души проходит поэтапно и вместе с ним появляется свой собственный взгляд на жизнь.

09.11.2015

Posted In: Сочинение, Толстой Л.Н.

Метки: , ,

Leave a Comment

Безликость и доброта, сосуществуют ли эти характеристики в одном человека?

   Рассказ «Бедные люди» Толстого держит читателя в напряжении. Какова будет развязка, способен ли муж Жанны адекватно отреагировать на двух приемышей в семье? Рассказ короток, но буквально в каждом предложении раскрывается вся внутренняя суть каждого их персонажей.

   Симон. Как она стала вдовой, может в одну из бурь погиб ее муж или скончался от тяжелой болезни, как впрочем, и она? Не дай Бог чувствовать, что за одну ночь ощутила это по-настоящему бедная женщина, которая в последний раз укутала своих спящих деток. Легко ли умирать, когда знаешь, что от тебя зависят дети, и больше у них ни кого нет?

   Муж Жанны. Л. Толстой в «Бедные люби» не дал ему имени, может это и правильно. Безликий рыбак, который сутки напролет трудится – таких тысячи. В основном рыбаки выносливы и храбры, они постоянно борются со стихией, чтоб как-то прокормится. Жанна надеялась, что ее муж, в борьбе за выживание не потеряет ту нить доброты, которую ему даровала природа. Ее надежды, имели право на жизнь.

   Жанна. Мама пятерых деток, любящая жена и заботливая мать, она ждет мужа домой, хотя не уверенна, что он вернется. Она понимает, что труд ее мужа, можно назвать адский, и она не винит его, в том что  — помощи по хозяйству от него нет, ведь он единственный добытчик. Разве кто-то может ее осудить, за то, что она приютила сирот, конечно нет. Разве можно спокойно жить, если по соседству в одиноком доме практически умирают от холода и голода двое сирот?

   Конфликт и ожидание, Жанна ждет мужа домой, чтоб представить ему новых деток, она вся в неведении, как он поступит: примет или выкинет на мороз?

   Что хотел сказать Лев Толстой в «Бедные люди», почему он так назвал произведение? Ответа мы уже не получим, остается только размышлять. Может это поиск в людях нити сочувствие или предостережение: бедным быть нельзя? А возможно и наоборот, он хотел показать, что бедность это не порок, даже в такой ситуации, человек всегда должен остаться человеком?  Прочитав рассказ, наверное каждый из нас найдет там знакомого героя из нашей обыденной жизни…

25.10.2015

Posted In: Толстой Л.Н.

Leave a Comment

Анализ романа Л.Н. Толстого Анна Каренина

В Романе Анна Каренина Толстой поднимает проблемы семьи в разрезе проблем общечеловеческого масштаба. О ценностях семейных и интересах близких людей, о личных душевных переживаниях.

Читатель наблюдает за двумя главными героями романа. Судьба Анны и Левина. У каждого своя семья, свой круг, свой свет. Они не связаны между собой сюжетом, эти люди лишь однажды встречаются, и это не несет никаких изменений в их судьбы. Каждый продолжает свой жизненный путь. У каждого свои проблемы, своя трагедия, свои несчастья. Но они объединены похожим состоянием души. Каждый из них не способен жить в мире где «все неправда, все ложь, все обман, все зло». Левин и Анна люди разных сословий, разного образа жизни, но сталкиваются с одинаковыми проблемами. На весах жизни личные интересы, которые ограничены семейными обязанностями, долгом перед родными. При этом каждый из них по-разному пытается вырваться из этого замкнутого круга.

Анна, с правильными пониманиями справедливости, чести, достоинства, вдруг теряет почву под ногами, увлекшись Вронским. Вся жизнь превращается в ложь и фальшь, которую она так ненавидела в окружавшем ее свете. Ее взаимоотношения с мужем, проявившим великодушие прощения, становятся невыносимыми. Она, такая лживая и грязная, не может принять его добродетельность. Но рядом с ним ее сын – ее любовь, ее жизнь. Анна не может примириться с разлукой. Кроме того, тот свет счастья, на который она помчалась, разбив свою семью, оказался лишь миражем. Ни Вронский, ни маленькая дочь не принесли спокойствия в ее душу. Сложившаяся ситуация причиняет женщине лишь боль и представляется ей неразрешимой.

Левин, хозяйственный помещик, счастливый муж и отец. Его жизнь и быт благополучны, но внутренняя работа ума и сердца героя не дает ему просто наслаждаться достигнутым. Он хочет реорганизовать сельское хозяйство и добиться благополучия для России вообще и для крестьянина в частности. Кроме того Левин рассуждает о Боге и вере, о смысле жизни и смерти, о ценности человеческого существования. Он ищет ответы на поднимаемые вопросы, но душевная работа, выводя его на все более высокий уровень сознания, лишь ставит перед ним новые вопросы. Герой болезненно переносит невозможность найти ответы на столь важные жизненные вопросы и находится в таком же угнетенном состоянии, как и Анна.

Так разные проблемы доводят людей до одинакового отчаяния, ставя перед одинаковым выбором: жить или умереть. Анна выбирает смерть, Левин выбирает жизнь. Кто из них сделал правильный выбор? Нужна ли свеча, если смотреть не на что?

Толстой не дает никаких ответов, он оставляет читателя наедине с вопросами, заставляя думать, чувствовать, расти духовно, эволюционировать.

23.10.2015

Posted In: Анна Каренина - Толстой, Толстой Л.Н.

Leave a Comment

Борьба с внутренним злом в душе на разных этапах формирования личности (по трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»)

Повести Льва Николаевича Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» во многом автобиографичны. В образе главного героя трилогии Николая Иртеньева автор вкладывает собственные мысли и воспоминания, делится своим опытом взросления.

Личность человека формируется с малых лет и на этом пути каждый неизбежно сталкивается со злом. И, в первую очередь, с ростками зла в своей душе. Каждый молодой человек сам выбирает — покорно принять это зло, став с ним единым целым, или всю жизнь бороться. Так, маленький герой Толстого подвергает все свои поступки беспощадной рефлексии, он постоянно погружён в мир раздумий и душевных переживаний.

Например, в повести «Детство» Николенька испытывает раздражение на своего учителя Карла Ивановича, посмевшего разбудить его ударом хлыста над головой. Негативная эмоция захлёстывает мальчика, но он успевает отследить в себе это и пресечь, возвращаясь к привычному состоянию благодарности и уважения к наставнику. Первая маленькая победа над злом.

Другой эпизод противостояния злу описывается в части «Отрочество». Герой впервые чувствует себя одиноким: умирает любимая мама, происходит отдаление с братом Володей, даже Карл Иванович вынужден уйти с должности учителя. И здесь Николенька срывается — вся его обида на людей выливается на нового гувернёра француза Сан-Жерома, которого он ударил. Но и здесь злу не удалось одержать верх над юным героем. Томимый душевными терзаниями он заболевает, а с выздоровлением приходит лёгкость. Он больше не ссорится с новым учителем.

В «Юности» Толстой описывает знакомое многим и в наше время противоречие между внутренними устремлениями и стилем поведения, заведённым в обществе. Николай мечется между искренним восхищением своим рассудительным другом Нехлюдовым и удалецкими кутежами в студенческой среде. Душа его стремится к возвышенному, но развесёлая жизнь не менее привлекательна. Выбор персонажу удаётся сделать только после многих совершённых глупостей. Но и в этот раз он поборол в себе злое начало.

Мы можем быть уверены, что при любых жизненных обстоятельствах, Николай Иртеньев будет противостоять внутреннему злу и никогда ему не покорится. Недаром ведь в конце трилогии герой садится записывать правила жизни. Он искренне верит, что больше не сделает ничего плохого, ни одной минуты не проведёт праздно и никогда не отступит от своих принципов.

10.02.2015

Posted In: Толстой Л.Н.

Leave a Comment

Сочинение на тему: «Чему учат произведения Л.Н. Толстого»

Повесть “Отрочество» Льва Николаевича заставляет нас задуматься и поставить себя на место другого. Главный персонаж произведения подросток Николенька, который находится в переходном возрасте, по мере взросления сталкивается со многими преградами. Здесь и предательство, и непростые отношения с близкими, родственниками и друзьями. Смысл повести Толстого в том, что несмотря на трудности, не нужно останавливаться и опускать руки. Преодолевая проблемы и совершенствуясь человек становится лучше, мудрее, приобретает нужные навыки.

Толстой учит нас делать добро в жизни, делать его не ожидая взамен ничего. Он призывает трудится, ведь только развиваясь и трудясь над собой, своими пороками человек достигает и заслуживает лучшего в жизни. Делай добро тайно, — говорит он. Лев Николаевич показывал на своем примере, что любой труд нужен и полезен. Всю жизнь он совершенствовался в науке, в простой работе – он сам косил траву, строил избы, пилил дрова, шил сапоги. Он не был гордым и делал всякую работу, был до всего горазд и любопытен. Его интересовало все – весь окружающий и неповторимый мир.

Он учил уважению, дружбе и любви. Любил безмерно детей, учил их, построил бесплатную школу для бедных. Зимой катался на санях, лыжах, проводил свое время с ними, учил добру и многому другому. Как говорил Толстой — доброта от холода согреет, добро это любовь, где любовь, там и Бог.

«Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» — Л. Н. Толстой

Толстой был верующим и других призывал не жить во грехе. Он учил быть не гордым, а уметь верить и доверять, делать добро. Он хотел, чтобы люди стремились к божественному, то есть светлому, хорошему и начинали они это делать с себя. В его произведении «Детство» поется гимн добродетели, истинной любви к людям, мудрости, честности, бескорыстию.

Он наставлял людей делать выводы из своих дурных поступков, так как не совершать их совсем невозможно, а перестрадав становится духовно лучше и чище. Писатель учил защищать слабых и униженных.

Роман «Война и мир» учит понимать, что такое настоящая красота, на примере Элен и Марии Болконской. Показаны внешний блеск и внутренняя бездуховность в противовес скромности с богатым душевным внутренним миром.

Произведение «После бала» позволяет увидеть человеческое двуличие, его величину и глубину, человеческую ложь. Лев толстой учил любить людей такими, какие они есть, прощать злодеяния и никогда не опускать руки. Такими идеями пронизаны все его бессмертные произведения.

04.02.2015

Posted In: Толстой Л.Н.

Leave a Comment