Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Пьеса Грибоедова соединила в себе черты классицизма и реализма, стала новаторским произведением в литературе, но ещё сохранившим некоторые традиции.

К традиционным методам относится соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Все происходит в доме Фамусова за один день.

Рассматривается любовный конфликт, который присущ всем комедиям классицизма. Но автор добавляет и новый конфликт — общественный. Он плавно завязывается из любовного противостояния Софьи, Молчалина и Чацкого. Это стало новаторством в комедии Грибоедова, в ней присутствует не один конфликт, а сразу два.

Нарушается и единство места. Автор использует в пьесе внесценические образы, которые расширяют границы сцены и выходят за пределы дома Фамусова, говоря о людях и событиях московского и российского общества начала 19 века.

Традиционным является наличие главных и второстепенных персонажей. Но их образы уже более чёткие, персонажи наделены не только одним качеством, которое хотел показать автор, а имеют цельный образ в развитии.

Софья, Чацкий, Молчалин показаны с нескольких сторон. Любовный треугольник уже не тот, что в классической комедии. Героиня предпочитает не самого лучшего персонажа. Концовка любовной драмы трагична. Несчастным остаётся не только Чацкий, но и Софья. Оба столкнулись с обманом и разочарованием.

Наличие второго любовного треугольника является новаторской чертой пьесы. В нём задействованы Молчалин — Лиза — Петруша и Фамусов. Только и здесь нет победителей и счастливых. Все заканчивается трагично.

Традиционным остаётся использование говорящих фамилий персонажей: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Скалозуб, Репетилов, Чацкий. Эти фамилии дают намёк на прототипы созданных образов.

Новизной стало и использование метода написания пьесы: вместо александрийского стиха Грибоедов применяет басенный стих, переходящий в прозу. Автор приближает своё произведение к простому русскому языку и благодаря этому, пьеса легко воспринимается читателем и зрителем.

Многие выражения стали крылатыми и популярными сегодня.

В пьесе присутствуют диалоги, но они не такие большие, как в классической комедии. Есть и резонёр, который является выразителем авторской позиции. Но и здесь Грибоедов вносит свою нотку, делая в пьесе не только Чацкого, но и Лизу такими резонёрами. Они являются важными героями действия и выражают авторскую позицию.

«Горе от ума» в большей степени является реалистическим произведением и содержит в себе много новых принципов повествования, но Грибоедов чтит традиции классицизма и соблюдает некоторые каноны.

Добавить комментарий

+ 12 = 16

11.09.2015

Posted In: Горе от Ума - Грибоедов

Leave a Comment