Краткое содержание «Уроки французского» Распутин В.

Деревенский паренек ведет рассказ от первого лица. Когда подошла пора учиться в средней школе, пришлось ехать в райцентр, за 50 километров от дома. Мать устроила мальчика в семью знакомой, которая сама воспитывала троих детей. С деньгами и продуктами было плохо, мальчишка недоедал. Младшую школу он окончил на отлично и дальше учился очень старательно. Только французский язык давался тяжело, молоденькая учительница Лидия Михайловна часто поправляла произношение.

На заднем дворе старшие пацаны играли в чику на деньги и наш герой тоже попробовал играть. У него стало неплохо получаться, и на выигрыш можно было покупать продукты. Пацанам не понравился удачливый игрок, тогда рослый Вадька подговорил остальных ребят побить мальчика. Пришлось на время оставить драчливую компанию, а тут еще выяснилось, что кто-то из хозяйкиных детей таскает продукты, которые мать дала с собой из деревни.

Следы побоев заметила преподавательница французского и все выяснила про игру и скудное пропитание. Вскоре пареньку пришла посылка с макаронами и сахаром, якобы от матери. Но было понятно, что посылку организовала Лидия Михайловна, желая поддержать своего ученика. Он отнес макароны и остальное учительнице, сказав, что у них в деревне такого не бывает и запретил так делать дальше. Тогда "француженка" стала приглашать мальчика к себе домой, дополнительно заниматься языком. После занятий учительница играла с мальчиком в ту же чику, чем сильно удивила его. Паренек чаще выигрывал и потом заметил подвох: Лидия Михайловна поддавалась, чтобы деньги доставались подопечному. На громкие крики спора пришел директор школы, устроивший скандал.

Лидии Михайловне пришлось уволиться и она уехала на Кубань, в родные места. Вскоре пареньку пришла посылка с макаронами и большими яблоками, которые он раньше видел только на картинках.

13.12.2015

Posted In: Уроки французского - Распутин

Leave a Comment

Сочинение по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

«Уроки французского» — это автобиографический рассказ. Валентин Распутин вспоминает свое детство, как он был вынужден уехать из своего села, чтобы продолжить учиться. Оказавшись в чужом городе, он обрел поддержку в лице своей учительницы. Этот женский образ занял ключевое место в рассказе.

События рассказа разворачиваются в послевоенное время, из-за плохого урожая люди вынуждены были голодать. Мама отправляет сына в город, где бы он смог продолжить обучение. Она заботится о сыне, передает ему продукты. Но еды школьнику хватает ненадолго и он вынужден голодать. Мальчик не сердится на маму, ведь понимает, что у них там также нечего есть.

Узнав про то, что местные ребята играют в чеку на деньги, главный герой решает присоединиться к ним. Мальчик хорошо играет, но он не преследует цели обыграть всех и забрать деньги. Он выигрывает рубль и уходит. За эти деньги покупает себе молоко, а большего ему и не нужно. Мальчик играет не потехи ради, а из-за острой нужды.

Но однажды классная руководительница узнает об этом. Мальчик серьезно напуган, ведь теперь под угрозой его обучение в школе. Но он решает рассказать правду. Лидию Михайловну тронула жизненная история мальчика. Она решает ему помочь и приглашает школьника к себе домой на дополнительные занятия по французскому языку, а заодно надеется накормить. Но мальчик отказывается садиться за стол, «лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык». Видно, что у мальчика хорошее воспитание. Он уважает свою учительницу. Лидия Михайловна является для него авторитетом, образцом нравственности, к которому мальчик стремится. Он даже и представить себе не может, как это сидеть вместе за одним столом с учителем.

Тогда Лидия Михайловна придумывает игру на деньги, в которой дает возможность мальчику выиграть. Но однажды в квартиру учительницы входит директор и, увидев происходящее, вычитывает Лидию Михайловну. Он называет ее поступок совращением, безобразием. Директор не стремится узнать, что побудило учительницу поступить подобным образом и увольняет ее.

Но даже уехав в другой город, учительница не забывает про мальчика и однажды присылает ему посылку с яблоками, которых мальчик даже никогда в своей жизни не ел. Так, Лидия Михайловна стала для школьника не только учительницей, преподающей школьные уроки. Она преподала мальчику настоящие уроки доброты и человечности.

10.11.2015

Posted In: Уроки французского - Распутин

Leave a Comment

Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Рассказ «Уроки французского» подымает много нравственных проблем. Но особенность рассказа в том, что автор рассматривает проблему с разных сторон. И на первый взгляд абсолютно безнравственный поступок оказывается не таким уж и безнравственным.

Главный герой — деревенский мальчик, которого мама отправила в город на учебу. Мальчик вынужден голодать, ведь продуктов, которые присылает ему мама, не хватает. Но школьник понимает, мама отдает ему все, что у нее есть и даже не допускает мысли о том, чтобы попросить маму присылать ему больше продуктов. Мальчик понимает, что семье тоже нужно чем-то питаться.

Однажды мальчишка узнает о том, что ребята играют в чеку на деньги. И мальчик просит поиграть с ними. С одной стороны, играть на деньги — это плохо. И мальчишки знают о том, что за это их могут выгнать из школы. Но с другой стороны, главный герой играет не ради азарта, а из-за нужды. Выиграв рубль, он уходил, чтобы пойти купить стакан молока. Большего ему и не надо было. Его участие в игре было вынужденной мерой, ну где он смог бы еще найти деньги?

Классная руководительница Лидия Михайловна узнает об этом. Но не ругает мальчика, а решает ему помочь. Она приглашает его к себе домой на дополнительные уроки французского языка, а заодно решает его накормить. Но мальчик не может позволить себе есть у учительницы. Но Лидия Михайловна искренне хочет помочь мальчику и тогда придумывает игру на деньги. На первый взгляд ее поступок кажется аморальным. Но зная тяжелую жизненную ситуацию мальчика, его отказ принимать подачки подобный поступок вполне оправдан. Ведь учительница руководствовалась добрыми побуждениями, желая помочь мальчику.

В начале рассказа Лидия Михайловна представляется строгой женщиной. Затем мы узнаем, что ей всего лишь двадцать пять лет. Играя с мальчиком, она сама словно превращается в девочку. Наедине с ним она искренняя, без напускной строгости. Но однажды в ее дом входит директор школы и застав учительницу вовремя игры, называет ее поступок безобразием. Директор повел себя так, как это принято в обществе. Играть с учеником на деньги — это преступление. Директор не захотел вникнуть в ситуацию, почему же Лидия Михайловна так поступила.

Учительнице пришлось покинуть школу и уехать на Кубань. Но однажды главный герой получает посылку с яблоками, о которых ему рассказывала учительница. Лидия Михайловна, находясь в другом городе, все так же переживает за мальчика и хочет помочь.

09.11.2015

Posted In: Уроки французского - Распутин

Leave a Comment

Сочинение: О чем заставляет задуматься рассказ «Уроки французского»

Скрытый смысл рассказа Распутина понять достаточно нетрудно. Надо лишь немного отвлечься от сюжета и представить себя на месте главных героев поочередно. Немного побыть голодным мальчишкой в чужой семье, затем оказаться в роли его наставницы, молоденькой учительницы Лидии Михайловны. Все станет понятно, если подумать, как выживал паренек, как становилась настоящим педагогом девушка.

Не надо путать жалость к бедному, обделенному вниманием и заботой ребенку, и желание реально помочь, при этом не оскорбить, не унизить. Бедное дитя не надо гладить по головке, причитая, как оно несчастно, дайте ему заработать на пропитание своим трудом. Задача нелегкая, так на то и знания психологии, житейская мудрость. Все это оказалось в достатке у 25-летней учительницы, почти девчонки, по нынешним меркам.

Личность человека, характер, мировоззрения, формируются уже в нежном детском возрасте. Так зачем давить его своим взрослым авторитетом, оскорблять снисхождением и недоверием? Детям, также, нелишне подумать что взять от взрослых наставников. Стоит ли копировать все привычки и замашки, когда и про что удобно спрашивать, когда стоит подождать и попытаться разобраться самому.

Педагог не только учит предмету, наполняет голову знаниями, как сосуд целебной жидкостью. Надо учить жизни, передавать всю накопленную мудрость и еще учиться вместе со своими учениками. У начальников учителки-"француженки" не достало ума разобраться в ситуации, они боялись потерять свой годами наработанный образ строгих, опытных наставников. Да только грош ему цена, если при этом несправедливо обижают ребенка, втаптывают в грязь молодого педагога.

Надо задуматься над истинными ценностями и путями их достижения. Как помочь другим людям, самому оставаясь человеком.

08.11.2015

Posted In: Уроки французского - Распутин

Leave a Comment

Сочинение «Лидия Михайловна в рассказе В. Распутина «Уроки французского». Тема добра и поддержки.

Главный герой рассказа Распутина – это одиннадцатилетний мальчик, которого отправляют учиться в райцентр. Живет мальчик у своих родственников, но он из-за нехватки денег постоянно голодает. Родне до него дела нет. Мальчик прилежен и хорошо учится в школе. Решение о том, где найти денег на пропитание, герою приходит случайно. Он знакомится с мальчишками, которые играют на деньги. Попробовав свои силы в этой денежной игре, он начинает выигрывать, а деньги тратит только на еду: молоко и хлеб. Весь сюжет рассказа практически полностью посвящен главному герою, но присутствует в произведении еще одно действующее лицо, которое сыграло в судьбе мальчика важное значение.

В своем сочинении мне хочется рассказать о Лидии Михайловне, которая преподавала в школе, где учился наш герой. Предмет, который вела преподаватель, это – французский язык. С первых строк, в которых читатели знакомятся с Лидией Михайловной, становится понятно, что это добрый и великодушный человек. Она старалась помогать детям, которым было тяжело. Помогала не только в учебе, помогала и в сложных жизненных ситуациях.

Лидия Михайловна узнает, что ее ученик стал играть на деньги с «сомнительными» ребятами. Учитель поступает грамотно, и как педагог, и как добродушный сочувствующий человек: она не очернила героя, не оскорбила его, не стала его «наставлять на правильный путь». В первую очередь Лидия Михайловна пытается разобраться в ситуации, почему мальчик играет на деньги? Прознав, что мальчик голодает, она под видом дополнительных занятий по своему предмету приглашает его к себе домой. Угощает его разными вкусностями, но мальчик горд, от такой помощи отказывается. Но Лидия Михайловна не отступает. Если мальчик отказывается от еды, может он согласится поиграть в «пристенок»? Это тоже игра на деньги. Герой удивлен таким предложением учителя, но приглашение принимает. Мальчику в окружении Лидии Михайловны комфортно и хорошо, он чувствует поддержку.

Заканчивается эта история не столь радостно. Про игры учителя узнает директор. Лидию Михайловну увольняют, она уезжает к себе на родину. Но и дома учительница не забывает про мальчика, она отправляет ему посылку с яблоками, которых мальчик никогда не ел. В образе учителя Лидии Михайловны писатель воссоединил все хорошие качества человека: доброту, сочувствие, умение помочь в трудную минуту.    

05.11.2015

Posted In: Уроки французского - Распутин

Leave a Comment

Сочинение на тему «Смысл названия рассказа В. Распутина «Уроки французского»»

Удивительно добрый и поучительный рассказ русского писателя послевоенных лет В. Распутина «Уроки французского» повествует о жизни одного ребенка после войны, о его взаимоотношениях со сверстниками и первых жизненных уроках.

Главный герой рассказа – одиннадцатилетний деревенский мальчик, одаренный способностями к знаниям и, не по детски пытливым, умом. Он приехал из своего забитого села в город, чтобы иметь возможность учиться в школе. Мать мальчишки снарядила его в поездку на последние сбережения, чтобы хоть один из ее детей смог выучиться и чего-то достичь в жизни.

Так началась взрослая жизнь маленького мальчика, которая преподносила ему не мало жестоких уроков. Родственники, у которых остановился мальчик, его постоянно обворовывали, забирая те крохи продуктов, которые передавала ему мать на неделю.

В результате ребенок почти все время голодал и страдал от постоянных головокружений. Чтобы хоть как-то выжить и не умереть от голода, мальчишка находит выход – он играет на деньги, за которые впоследствии покупает себе стакан молока в день. Таким образом он пытается излечиться от малокровия.

Однажды после очередного жестокого урока, ребенок был сильно избит сверстниками, о чем узнает молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Узнав для какой цели, мальчик играет на деньги, она проникается его историей, очень сочувствует ребенку и пытается ему всячески помочь.

Лидия Михайловна, занимаясь с ребенком после уроков, предпринимает попытки оставить его на ужин и накормить. Но скромный и гордый мальчик не принимает помощи от доброй учительницы.

В следующий раз она отправляет ему посылку якобы из его села, но молодой девушке не откуда было знать, что в деревне не бывает таких продуктов, которые она собрала – макароны и гематоген. Мальчишка обо всем догадывается и возвращает посылку учительнице.

Но Лидия Михайловна не отступает в своем решении помочь ребенку выжить и придумывает хитрый шаг – играть с мальчиком на деньги в придуманную ее игру «замеряшки». При этом девушка нарочно все время проигрывает, чтобы ее ученик мог купить себе на выигранные деньги молоко.

За этим занятием учительницу и ее ученика застает директор школы, и не раздумывая выгоняет с работы молодого педагога. Но спустя некоторое время мальчик получает посылку из далекого города, до верху наполненную продуктами и отборными сочными яблоками.

Конечно название «уроки французского» носит символический характер. Аристократический и изысканный французский язык здесь вовсе не при чем. Совсем другие уроки получает ребенок вдали от дома – это уроки заботы и любви от чуткого и отзывчивого человека. Благодаря именно этим урокам, герой рассказа не ожесточится, а войдет в жизнь хорошим и добрым человеком.

03.11.2015

Posted In: Уроки французского - Распутин

Метки: , , , , , , , ,

Leave a Comment

Сочинение на тему «Уроки доброты в рассказе В. Распутина «Уроки французского» краткое содержание и анализ

Рассказ В. Распутин «Уроки французского» написал на основе собственной жизни, поэтому его можно назвать автобиографическим. В своем произведении автор повествует нам о том, как Лидия Михайловна, которая была учителем французского языка, помогла одиннадцатилетнему мальчику не только справиться с изучением языка, но и выжить и прокормиться.  

Из далекой деревни мальчика отправляют на учебу в райцентр. Мама главного героя рассказа ограничена в средствах, поэтому могла помогать ему лишь немногим. Денег на еду мальчишке не хватало, он всегда был голодным. Герой рассказа «Уроки французского» был старательным и способным учеником, учился он на «отлично». Но, чтобы голод не мучил его, он находит выход: начинает играть с соседскими мальчишками на деньги. Мальчик не жаден, выиграв рубль, он уходил, а деньги тратил на молоко.  

О том, что мальчик голодает, узнает молодая учительница в школе, где учился герой. Она всячески пытается проявить заботу о своем ученике и принять участие в его непростой судьбе. При каждой удобной возможности Лидия Михайловна начинает его угощать и кормить.

Но наш герой – мальчишка с непростым характером. Он гордый и независимый, от предложенной помощи и еды он отказывается. Но учительница не уступает, она решает проявить хитрость: Лидия Михайловна во время дополнительных занятий с мальчиком предлагает ему играть с ней на деньги. Герой принимает предложение, ведь честно выигранные деньги он тратит только на молоко. Вот так заботливая учительница помогает мальчишке, показывая щедрость своей души по отношению к судьбе чужого ребенка.

Доброта, которая шла к сердцу к сердцу, будет опорой нашему главному герою на всю последующую жизнь. Именно этот урок доброты, полученный в детстве, он пронесет через годы. И будучи уже взрослым мужчиной будет помнить его. Этот урок доброты и любви всегда будет согревать его.

31.10.2015

Posted In: Сочинение, Уроки французского - Распутин

Метки:

Leave a Comment

Лидия Михайловна в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

Какая она – молодая учительница Лидия Михайловна

Лидия Михайловна – героиня рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Это молодая учительница, которая очень любит, ценит и уважает детей, а они отвечают ей взаимностью. Как говорит про нее герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведется повествование, «в лице ее не было жестокости», которая после долгих лет работы в школе появляется в лице каждого педагога.

ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА ПРОЯВЛЯЕТ УДИВИТЕЛЬНОЕ БЕСКОРЫСТИЕ И ДУШЕВНУЮ ЩЕДРОСТЬ, ЖЕЛАЯ ПОМОЧЬ ОДИНОКОМУ ГОЛОДНОМУ МАЛЬЧИКУ, КОТОРЫЙ, К ТОМУ ЖЕ, ЕЩЕ И БОЛЕН МАЛОКРОВИЕМ.

Она всячески пытается его накормить и помочь ему, однако, гордый ребенок не хочет, чтобы его жалели и сочувствовали ему. И преподавателю приходится проявить незаурядную смекалку и предприимчивость, предложить мальчику заниматься французским дополнительно, а потом начать играть с ним на деньги, чтобы он мог «честно» заработать себе на еду и на молоко. Когда об это узнает директор, Лидию Михайловну увольняют с работы. Но она, даже уехав домой на Кубань, присылает мальчишке в посылке яблоки.

Чему научила Лидия Михайловна своего ученика

Пошли ли на пользу нашему герою уроки французского, которые давала ему молодая учительница? Улучшил ли он свою лексику и произношение, что вынес он из своих занятий? Да, герой, без сомнения, улучшил свои знания французского языка, ведь он относился к обучению в районной школе со всей ответственностью. Но, как сказал Валентин Распутин, «на самом деле учителя могут научить нас совсем немногому».
Что было главным для героя в занятиях с Лидией Михайловной?

Она своим поведением и своими действиями сумела создать у одинокого заброшенного мальчишки, который находился вдали от матери и родного дома, ощущение защищенности, важности и нужности для кого-то.

Она подарила ему теплоту и щедрость своего сердца и своей души. Пройдут годы, память взрослого мужчины, когда-то так хорошо усвоившего французское произношение, возможно, не сохранит никаких французских слов, однако, его сердце будет уверено в том, что в мире существует добро и бескорыстная любовь. Это знание и это ощущение защищенности будут согревать его всю жизнь.

И Лидия Михайловна, на мой взгляд, прекрасный педагог, так как научила своего ученика самому главному, тому, что на свете есть добро, и душа, несущая свет, никогда не останется в одиночестве и не будет забыта.

12.09.2015

Posted In: Уроки французского - Распутин

Leave a Comment