Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман С. Булгакова «Мастер и Маргарита» вошел в классическую литературу как книга о нравственности. Совесть, человеческие ценности, долг человека перед другими людьми, верность собственному предназначению – основной круг проблем, которые составляют смысловой стержень романа.

Одним из действующих лиц романа становится могущественный, облеченный властью, прокуратор Иудеи Понтий Пилат, герой евангельской истории и участник трагедии, связанной с распятием Иешуа Га-Ноцри, Иисуса Назарянина, известного человечеству как Иисус Христос. Булгаков помещает Пилата в центр повествования, делает его главным действующим лицом сюжета, связанного с библейскими событиями. Усталый, с отвращением глядящий на толпы людей, Пилат страдает головными болями. Ему ненавистен уличный гам, человеческие голоса, аромат роз. Единственное существо, которое он любит – его пес. Жизнь сталкивает Пилата с удивительно открытым, искренним Иешуа. Прокуратор впервые ощущает огромную теплоту, волну любви, исходящую от человека, которого признали политическим преступником. Пилат может спасти Га-Ноцри, единолично взяв ответственность за судьбу Сына Божьего. Но платой за спасение Иешуа от казни может стать крушение карьеры, потеря власти, преследования со стороны власти, которую Пилат олицетворяет сам, как наместник императора Тиберия в еврейской провинции. Сердце Пилата полно справедливости и благосклонности к Иешуа. Разум же говорит другое: спасение Иешуа может стать крахом в благополучной жизни игемона. И Пилат совершает грех, из трусости отдав право решать судьбу несчастного толпе, которая дарит жизнь вору и убийце, тем самым обрекая безобидного Иешуа, инакомыслящего – на страшную, позорную смерть.

Писатель считает трусость величайшим грехом. Впасть в грех – это попасть в свой личный ад. С. Булгаков показывает читателю, что настоящий ад – это совесть человека. Пилат испытывает титаническую муку и чувство вины не только при жизни, но и после смерти. Он наказан одиночеством, с ним рядом только его верный пес. Но по ночам, в посмертном потустороннем мире, где обитает Пилат, к нему приходит жертва его трусости, Иешуа, и Пилат, питающий огромную любовь и доверие, получает возможность говорить с человеком, который его понимает, прощает и любит. В конце концов, раскаяние Пилата будет вознаграждено. Он будет прощен, и получит возможность беседовать с Иешуа о жизни, о смысле бытия. Оказывается, для Пилата именно это и является счастьем: понимающий человек, содержательный разговор, тепло и участие собеседника, доверие и легкость. А власть, карьера, богатство – здесь, в потустороннем мире, ничего не значат, рассеиваются, как мираж, как дым.

В романе как будто существуют две параллельные реальности. Первая –связана с современной Булгакову действительностью, где обитают художники, литераторы, где живут Мастер и Маргарита, и где в связи с приездом необычного иностранного гостя воцаряется настоящая чехарда. Вторая – связана с древним городом, где происходит арест и казнь Иешуа, бродячего философа, и где Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, против собственной воли способствует казни человека, которого позже станут называть Богом. И если первая, «настоящая» реальность, это область человеческих поступков, страстей, грехов, то вторая, где разворачивается библейская история распятия Христа – область, связанная с Вечностью, где все человеческие поступки как бы проверяются на человечность, сверяются с вечными ценностями.

Добавить комментарий

88 + = 90

17.02.2015

Posted In: Мастер и Маргарита - Булгаков

Leave a Comment