Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» » Сочинения

Основой для написания стихотворения А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" стала легенда, пересказанная в "Повести временных лет". Поэзия получилась драматичной, в чем-то даже трагичной, с глубоким философским подтекстом между строк.

Летописец рассказал об истории гибели великого князя Киевской Руси Олега, прозванного в народе Вещим в знак почитания его выдающегося ума и мудрости. Сказание говорит о том, что волхв нарек князю гибель от верного коня. Прошедшее с ним все тяготы боев, благородное животное ни разу не подвело хозяина и для Олега тягостной была мысль расставания с надежным другом. Но, не смотря на это, князь сменил коня, а предыдущего наказал хорошо смотреть и кормить. По прошествии многих лет вещий князь, вспомнив лучшего из своих рысаков, загоревал и затужил, ведь волхв ошибся в предсказании и конь был давно мертв, а князь все так же здравствовал. Олег пошел на пустырь, где покоились останки коня, чтобы проститься с ним таким образом. Но из костей выползла змея и укусила князя, что и стало причиной его гибели. 

Описав древнюю легенду в стихотворной форме Александр Пушкин попытался соприкоснуться с темой фатальности и рока. Он хотел подчеркнуть предрешенность судьбы человека и воздействие высших сил на наши жизни. Также, ключевым в стихотворении стал образ волхва. Автор отождествил его роль с ролью поэта, который так же несет людям истину в своих стихах, какой бы печальной она не была. В этом Пушкин видел жизненный путь поэта, который должен быть не просто пустословом, рифмующим затейливые строчки, а быть Пророком, освещающим тьму незнания и непонимания человечества светом знаний и правды. Он, по мнению Александра Сергеевича, должен нести высшую волю в своих бессмертных творениях. 

10.11.2015

Posted In: Песнь о вещем Олеге - Пушкин, Сочинение

Leave a Comment

Основная идея «Песни о вещем Олеге» Пушкина

«Песнь о вещем Олеге» была написана Пушкиным в рассвет романтизма как литературного течения. Именно к этому направлению относится такой жанр как баллада. Сюжет был взят Александром Сергеевичем из «Повести временных лет» и передан с исторической достоверностью. Примечательно, что этот же сюжет описан в Новгородской летописи и в исландской Орвар-Оддсаге. Правда, в исландской саге Орвар Одд сам убивает любимого коня. Но финал во всех исторических документах одинаков.

Придание гласит, что Олег был норвежцем из Халоголанда. В Орвар-Оддсаге говорится, что о смерти своей герой узнал от колдуньи, будучи 12-летним юношей. Трудно сказать, где реальность, где выдумка, а где мистика, сравнивая все три источника. Но на Руси норвежцу дали прозвище Вещий, то есть ведающий, знающий судьбу наперед.

Все три источника сходятся в том, что Олег был умным, смекалистым и храбрым воином. Каждый его шаг, будь то вокняжение в Киеве или поход на Византию, был по-театральному эффектным. Такой великий авантюрист не мог умереть на склоне лет в своей постели. В исландском варианте событий, герой даже разгневался на колдунью и ударил ее, узнав, что умрет не в бою с оружием в руках.

Пушкин испытывал к своему герою глубокую симпатию. В это время он пребывал в ссылке в Кишиневе и тема человека, живущего вдали от родной земли, была поэту как никогда близка. Как и Вещий Олег, совершающий свои подвиги на чужбине, Пушкин вел активную жизнь в Кишиневе. В 1821 году поэта приняли в масонскую ложу «Овидий», которая была запрещена императором через несколько месяцев, как только ему стали известны планы декабристов.

Отношение к событиям поэта раскрывается через использование эпитетов, метафор, олицетворений. Для передачи духа эпохи используются устаревшие стилистические и синтаксические конструкции. Текст насыщен старославянизмами и написан амфибрахием (такие стихи отличаются более ровной интонацией). Художественные особенности этого произведения позволяют отнести его к лучшим образцам лиро-эпического жанра.

 

26.10.2015

Posted In: Песнь о вещем Олеге - Пушкин

Leave a Comment

Контрастное сопоставление образов князя и кудесника в «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина

А. С. Пушкин любил изучать историю. «Песнь о вещем Олеге» он создал после прочтения исторической летописи о киевском князе Олеге. Автор поэтически изобразил встречу Олега с кудесником, который предсказал ему судьбу. В начале песни Пушкин сообщает читателю о сборах князя на очередное сражение с «неразумными хазарами». В поле Олег и его дружина встречают кудесника, который вышел из «тёмного леса».

Из первой строки нам известно, что князь и сам многое предвидит. Ведь не зря его называли «вещий». Но Олегу интересно предсказание волхва. Он подъезжает к «мудрому старцу». Пушкин создаёт образ кудесника, как человека, который покорен только одним богам и никакой князь ему не страшен. Своими мольбами и гаданиями в течение жизни кудесник заслужил право давать советы и предрекать человеческую судьбу.

Оба персонажа представлены как равные собеседники. Князь уважительно относится к старцу и просит сказать всю правду о его судьбе. Олег говорит старцу, чтобы он не боялся, и получит награду. Но кудеснику не нужны «княжеские дары» и « волхвы не боятся могучих владык», потому что несут только правду.

Из предсказаний волхва мы узнаём о заслугах киевского князя, которые принесут ему славу, покорность людей, природы, даже зависть врагов. Все это Олегу будет дано без каких-либо поражений. Конь будет верным помощником. Но не все так радужно в предсказании старца. От верного коня князь и смерть свою примет. В этом предсказании кудесника мы видим развёрнутую характеристику Олега. Сила и мощь князя заключены в его справедливой власти и военных доблестях. Это могучий и мудрый властелин.

Только вещий Олег хочет обмануть судьбу и отпускает коня. Князь пытается изменить предсказания и показать, что кудесник неправ. Только судьба распоряжается так, как начертано свыше. Ведь кудесник несёт только правду, и смерть Олега неизбежна.

Я думаю, что в образе кудесника автор показал правдивого поэта, несущего своё слово в массы.

 

11.09.2015

Posted In: Песнь о вещем Олеге - Пушкин

Leave a Comment

Контрастное сопоставление образов князя и кудесника в «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина

А. С. Пушкин любил изучать историю. «Песнь о вещем Олеге» он создал после прочтения исторической летописи о киевском князе Олеге. Автор поэтически изобразил встречу Олега с кудесником, который предсказал ему судьбу. В начале песни Пушкин сообщает читателю о сборах князя на очередное сражение с «неразумными хазарами». В поле Олег и его дружина встречают кудесника, который вышел из «тёмного леса».

Из первой строки нам известно, что князь и сам многое предвидит. Ведь не зря его называли «вещий». Но Олегу интересно предсказание волхва. Он подъезжает к «мудрому старцу». Пушкин создаёт образ кудесника, как человека, который покорен только одним богам и никакой князь ему не страшен. Своими мольбами и гаданиями в течение жизни кудесник заслужил право давать советы и предрекать человеческую судьбу.

Оба персонажа представлены как равные собеседники. Князь уважительно относится к старцу и просит сказать всю правду о его судьбе. Олег говорит старцу, чтобы он не боялся, и получит награду. Но кудеснику не нужны «княжеские дары» и « волхвы не боятся могучих владык», потому что несут только правду.

Из предсказаний волхва мы узнаём о заслугах киевского князя, которые принесут ему славу, покорность людей, природы, даже зависть врагов. Все это Олегу будет дано без каких-либо поражений. Конь будет верным помощником. Но не все так радужно в предсказании старца. От верного коня князь и смерть свою примет. В этом предсказании кудесника мы видим развёрнутую характеристику Олега. Сила и мощь князя заключены в его справедливой власти и военных доблестях. Это могучий и мудрый властелин.

Только вещий Олег хочет обмануть судьбу и отпускает коня. Князь пытается изменить предсказания и показать, что кудесник неправ. Только судьба распоряжается так, как начертано свыше. Ведь кудесник несёт только правду, и смерть Олега неизбежна.

Я думаю, что в образе кудесника автор показал правдивого поэта, несущего своё слово в массы.

22.02.2015

Posted In: Песнь о вещем Олеге - Пушкин

Leave a Comment