Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Семья Мармеладовых в произведении Достоевского играет роль не просто необходимого автору фона, этим людям отведено  особое место в романе. Духовное возрождение Раскольникова в финале повествования – это во многом заслуга Сони Мармеладовой. Впервые читатель узнает об этом семействе в убогой распивочной, во время знакомства Раскольникова с Семёном Мармеладовым, из которого читатель узнает о бедственном положении семьи Мармеладовых.

Мармеладов презирает себя за свою беспомощность. Он желает изменить к лучшему жизнь своих родных, но не может. Когда-то он был чиновником и был в состоянии обеспечить своей семье достойное существование.  Это был самый счастливый период в жизни Мармеладовых. Но, вопреки своей воле, Семен Мармеладов разочаровывает свою семью и полностью отдается пьянству. Он боится взглянуть в глаза своей жены и увидеть в них боль разочарования, он не в силах видеть своих голодных детей. В итоге он решается на самоубийство.

Соня Мармеладова – это молодая, скромная девушка, которая испытала в своей жизни много боли и страданий, но сумела сохранить в себе душевную чистоту. Основной чертой ее характера является робость: девушка никогда не пытается защититься, молча принимает все обвинения и оскорбления. Она безгранично любит свою семью.  Ради того, чтобы прокормить отца-пьяницу,  мачеху и младших братьев и сестрёнку, Соня становится блудницей. Однако такой образ жизни  не истребил в ней высокие человеческие качества.  Её исстрадавшаяся душа осталась неосквернённой и чистой, способной даже в лице убийцы увидеть несчастного человека, сопереживать ему, и в конечном итоге спасти его душу.

Катерине Ивановне, жене Мармеладова и Сониной мачехе, пришлось тяжелее всех. Ведь, в отличие от остальных членов семьи, у нее было счастливое детство и благополучная юность, она знает, что такое богатство, роскошь и красивая жизнь. Но связав свою жизнь с Мармеладовым, женщина с тремя детьми оказывается в нищете и с тяжёлой болезнью. Катерина Ивановна всё время думает о том, как несправедливо с ней поступила жизнь, что пагубно отражается на её психическом здоровье.

13.12.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment

Смысл теории Раскольникова (Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»)

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Родион Романович Раскольников. Это очень умный молодой человек, сформировавшаяся личность. Он способен критически оценивать и анализировать окружающую его действительность. Катастрофическая нехватка средств к существованию вынудила молодого человека оставить учебу. Он снимает миниатюрную каморку в самом бедном квартале Петербурга. Сложившаяся жизненная ситуация и удручающая обстановка послужили толчком к зарождению бесчеловечной теории. 

Раскольников публикует в журнале статью со своими размышлениями о том, что люди делятся на два типа: “право имеющие” и “твари дрожащие”. Первые — это “необыкновенные” люди, они могут переступать некую морально-нравственную черту, они управляют миром и достигают высот в различных сферах. “Право имеющим” позволено уничтожать все преграды на пути к  достижению своей цели, которая необходима всему человечеству. Второй же тип людей — это большинство, это обыкновенные люди, предназначение которых заключается лишь в воспроизводстве себе подобных.

Главный герой пытается определить, к какому из этих типов принадлежит он сам. Для этого Раскольников решается на совершение преступления. Он планирует убийство старухи-процентщицы, оправдываясь благими намерениями: деньги старухи облегчат жизнь многим хорошим людям — его матери, сестре, Мармеладовым. Он считает, что старухины деньги в его руках принесут намного больше пользы,  что смерть одного плохого человека ради блага многих хороших людей оправдана. Однако, на деле все оказалось гораздо сложнее.

Послеубийства старухи Раскольников начинает испытывать муки совести, в нем обостряется мнительность и раздражительность. Смерть старухи не приносит ему ожидаемого счастья, а прокладывает пропасть между ним и миром людей. Муки совести становятся для него тяжелее любого физического наказания.

Крушению теории Раскольникова и его духовному возрождению во многом поспособствовало его сближение с Соней Мармеладовой. Девушка, несмотря на то, что вынуждена была торговать своим телом, духовно была намного выше Раскольникова. Ее жизнь была пропитана христианской идеей всепрощения и смирения. Своим примером Соня окончательно разрушила теорию Раскольникова и показала ему путь к истинному счастью и духовному возрождению.

 

10.12.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment

«Правда» Сони Мармеладовой (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, создает собственную мировоззренческую теорию, на основе которой совершает страшное преступление. Другие персонажи вносят свой вклад как в развитие данной теории, так и в ее опровержение. Наибольший вклад в осознание главным героем ошибочности своей теории внесла Соня Мармеладова. Именно благодаря Соне Раскольников обрел истинный смысл жизни и душевное умиротворение.

Судьба Сони Мармеладовой была исполнена несправедливости и жестокости. Девушка оказалась в безвыходном положении и была вынуждена идти на панель ради того, чтобы прокормить свою семью. Однако, такие унизительные жизненные обстоятельства не сломили дух Сони. Она не пропустила внутрь себя негативную энергетику, ее душа осталась чиста и нетронута. Девушка не просто смогла противостоять мощному давлению жизненных обстоятельств, но и сохранила в себе стремление помогать окружающим, не утратила способность к пониманию и состраданию. Несмотря на свою профессию, девушка не утратила человеческого достоинства и вызывает уважение, и даже восхищение.

Неудивительно, что именно Соне, а не кому-либо другому, Раскольников поведал свою страшную тайну. Именно с ней он решился разделить свои страдания. Он почувствовал, что эта девушка мудрее всех оценит ситуацию, даст ему стоящий совет, и не ошибся. Соня смогла не просто понять главного героя, но и привести его к осознанию неверности его прежних взглядов.

Девушка убедила Раскольникова в необходимости переосмысления его жизненной позиции и отказа от его ложной теории. Она перед ним путь к избавлению от мучительных угрызений совести через признание и покаяние. Своей жизненной позицией Соня опровергла теорию Раскольникова.  Ее чистому и благородному сердцу  удалось воскресить душу Раскольникова.

Таким образом, на примере Сони Мармеладовой автор доносит до читателя одну из основных идей своего произведения: чтобы прожить достойную жизнь и умереть с чистой совестью необходимо любить окружающих людей и жертвовать ради них собственными интересами. Именно так звучит «правда» Сони Мармеладовой.

08.12.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment

История создания романа «Преступление и наказание»

 В 1859 году в своём письме брату Ф. М. Достоевский поведал о том, что хочет приступить к написанию исповеди-романа, задуманного в каторге, на нарах. В течение шести долгих лет желание написать роман не покидало писателя. Это произведение должно было представлять собой исповедь Раскольникова. На каторге прежние убеждения Достоевского изменились, и новый для себя опыт он хотел перенести на страницы произведения.

 Работа над романом началась в маленькой тёмной комнате одного из отелей в Висбадене. Без должного освещения, без еды, а всё потому, что имеющиеся деньги были проиграны в рулетку. После Висбадена работа проходила на пароходе, на котором он возвращался от друга из Копенгагена. Потом Достоевский вернулся в Петербург. Здесь небольшая повесть переросла в полноценный роман, который в итоге был сожжен самим автором. Работа закипела заново. В начале 1866 года первая часть произведения появилась в «Русском вестнике». Этот успех приободрил писателя, и тот начал писать ещё с большим старанием, чем прежде.

 Весной этого же года Достоевский собирался посетить Дрезден и закончить там роман. Но кредиторы не позволили ему выезжать, поэтому работа продолжилась в Люблине, у сестры Веры. В декабре была дописана последняя часть романа и эпилог. Первоначальный вариант произведения – исповедь убийцы, Достоевский уничтожил, оставив рассказ от имени самого автора. В последней редакции автор отмечает, что рассказ ведётся «от себя, а не от него». Благодаря черновым тетрадям становится понятно, что даже сам автор не до конца понимает, почему Раскольников совершил убийство. Изначально замысел был таков: убить одного ради счастья других. Но в процессе работы отношение автора к поступку своего героя менялось. В конце концов была раскрыта идея «власти ради власти».

 В произведении сталкивается идея любви и идея ненависти к людям. Обе воплощены в характере Раскольникова. Финал, как и другие части, также претерпевал изменения.

 Философская мысль произведения касается преступления и ответственности, добра и зла. Достоевский приложил немало усилий, создавая этот великий роман. «Преступление и наказание» – это плод гениальности, который по праву занимает важное место в русской литературе.

15.11.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment

Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Эпилог романа «Преступление и наказание» — это момент духовного возрождения главного героя, ради которого Ф. М. Достоевский и создавал свое бессмертное произведение. Кульминация романа и все события, связанные с вынашиванием идеи и совершением страшного преступления, признанием в убийстве и приведением в исполнение наказания, уже миновали.  Но лишь в эпилоге произведение достигает своего подлинного идейного пика. 

Ведь признавшись в убийстве, Раскольников вовсе не раскаялся. Он винит себя за то, что не выдержал мук совести. Своим признанием главный герой не отрекся от своей теории, он лишь возненавидел свою слабость. Раскольников по прежнему причисляет себя к «высшему» разряду людей и высокомерно относится к своим сокамерникам-осужденным, за что те невзлюбили его до такой степени, что намеревались убить.

Все кардинально переменилось после того, как Родион увидел сон про эпидемию, погубившую человечество. Ему снилось, что люди, заразившиеся неведомой болезнью, становились сумасшедшими, которые считали себя непоколебимыми в истине.

Проснувшись, Раскольников осознал, что он сам болен такой заразой, имя которой гордыня, безверие, нелюбовь и презрение к людям. Душа главного героя наконец-то просыпается, глаза наполняются слезами. Неизъяснимая боль, но не беспросветная, а светлая и врачующая, бросает Раскольникова к Сониным ногам и мягко очищает его мятежное сердце.

В этом и заключается истинная кульминация романа. Настоящее раскаяние – вот путь к спасению всякого грешника. Эпилог раскрывает перед читателем те глобальные перемены, которые происходят в душе Раскольникова.

После нравственного падения главного героя происходит его духовное возрождение, которое возможно лишь благодаря вере в Бога, раскрывающей перед каждым истинную цель человеческой жизни. Раскольников постепенно совершает переход из мира бессмысленного мучительного существования в мир, наполненный смыслом и любовью. Главный герой постепенно знакомится с новою, доселе неведомой для него реальностью.

11.11.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment

Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении?

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» перед читателем раскрывается целая палитра разнообразных персонажей, одни из которых подталкивают Родиона Раскольникова на совершение преступления, а другие содействуют осознанию несостоятельности его теории, которая является истинной причиной его преступления. 

Наибольший вклад в духовное исцеление главного героя внесла Соня Мармеладова. Именно она подвела Раскольникова к пониманию того, что лишь вера и сострадание способны привести человека в гармоническое  состояние единения с окружающим миром.

Судьба Сони наполнена горестями и лишениями. Девушка потеряла мать и вынуждена подчиняться мачехе. Бедность заставила ее торговать своим телом. Однако, жестокость судьбы не ожесточила Соню, не сломила ее моральный дух. Среди всей несправедливости, которая обрушилась на плечи девушки, она находит смысл жизни в том, чтобы нести добро окружающим ее людям. Путь Сони Мармеладовой — это путь истинного христианского  самопожертвования. Соня понимает и облегчает страдания окружающих, направляет их на путь истины.

Поэтому неудивительно, что именно Софья Семеновна разделила всю глубину душевных мук главного героя. Именно эта девушка расположила к себе Раскольникова и он поведал ей свою тайну. Родион Раскольников чувствовал, что понять его сможет только Соня. Он нуждался в любви, сострадании и человеческой чуткости, которые способна была ему дать только она.  

Когда Соня узнает о страшном преступлении главного героя, она жалеет его, целует и обнимает. Девушка на себе ощущает тот моральный груз, который свалился на Родиона, она чувствует его страдания. Силой своей жертвенной и бескорыстной любви девушка помогает Раскольникову возродиться к новой жизни. Соня убеждает его в необходимости сознаться в содеянном преступлении и понести наказание для того, чтобы искупить свою вину. Девушка следует за Родионом повсюду и разделяет с ним его крест.

Благодаря жизненной позиции Сони Мармеладовой Раскольников отрекся от своей теории. Он понял, что перед ним не «тварь дрожащая», не жалкая жертва обстоятельств, а сильная личность, которая полна решимости пожертвовать своей жизнью ради спасения погибающих, проявляя таким образом действенную любовь ближнему.

10.11.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment

Образ Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Одно из центральных мест в романе Ф. М. Достоевского принадлежит образу Сони Мармеладовой, который вызывает у читателя искреннее уважение и сочувствие. Чем больше мы узнаем об этой девушке, тем больше убеждаемся в ее благородстве и чистоте, тем глубже погружаемся в размышления о собственной системе ценностей и  внутренних побуждений.

Впервые автор упоминает о Соне в рассказе ее отца, который повествует о горькой участи своей дочери, о страшной жертве, на которую она пошла ради своей семьи. Девушка отважилась торговать своим телом, даже не надеясь на какую-либо благодарность от своих близких. Соня никого не обвиняет в своем безвыходном положении, она смиренно принимает свою участь.

Девушка испытывает  внутренние душевные муки от того, что ей приходится вести греховный образ жизни, который противоречит христианским нормам морали. Она испытывает чувство стыда перед Богом и перед людьми. Очевидно, что замарав свое тело грехом, Соня сумела сохранить свою душу в чистоте и непорочности.

Несмотря на все испытания и удары, которые преподнесла девушке судьба, ее характер и поведение пропитаны открытостью и искренней сопричастностью к бедам окружающих ее людей. Соня Мармеладова не ожесточилась и не замкнулась в себе. Напротив, все ее побуждения направленны на то, чтобы помочь окружающим.

Да, Соня Мармеладова, как и Раскольников, отважилась на преступление черты дозволенного. Но разница между их поступками колоссальная: Раскольников погубил чужую жизнь, в то время как Соня пожертвовала своей собственной.

Девушка своей любовью и твердой верой в добро исцеляет душу главного героя. Она приводит его к раскаянию и духовному возрождению. Соня соглашается нести крест Раскольникова вместе с ним и следует за ним повсюду. Такое самопожертвование свидетельствует о добром сердце, которое способно бескорыстно любить.

Блудница, вызывающая уважение, стала воплощением идеи гуманизма и истинного христианства. Ф. Достоевский создал образ Сони Мармеладовой в противовес образу Раскольникова и всей его теории. Своей жизненной позицией героиня демонстрирует взгляды самого писателя и является подтверждением его веры в добро и возможность духовного возрождения.
 

10.11.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment

Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание»?

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевский обращается к вопросам о справедливости и гуманности по отношению к людям, преступившим те или иные общечеловеческие моральные и нравственные принципы. Достойны ли такие люди прощения и снисхождения? Автор постепенно подводит читателя к мысли о том, что если человек еще не до конца заглушил в себе голос совести, то он имеет право получить шанс на духовное возрождение.
К персонажам романа, которые преступили грань дозволенного, в первую очередь относятся Раскольников, Соня Мармеладова, Свидригайлов и Лужин. Одни герои приходят к прозрению и раскаянию, другие лишь утверждаются в своих пороках.
Раскольников, одержимый идеей вседозволенности, совершает преступление. Но мы видим, что на протяжении всего повествования в душе Раскольникова происходит внутренняя борьба, его терзают сомнения. Главный герой часто видит сны, отражающие его душевные переживания, что свидетельствует о чувствительности его натуры. В итоге муки совести приводят Раскольникова к раскаянию и отречению от своей теории.
Став блудницей Соня Мармеладова преступила моральную черту. Но этот поступок – это акт самопожертвования ради близких. Автор не осуждает ее, а оправдывает. Даже в описании внешности девушки, ее голубых глаз, автор демонстрирует чистоту и непорочность ее души, которая не смотря ни на что стремиться жить по христианским принципам.
Свидригайлов также получает оправдание от автора романа. Во-первых, все его проступки происходят не в реальном времени, читатель узнает о них от третьих лиц. Во-вторых, Свидригайлов всегда стремится искупить свою вину совершая много хороших дел. Его сны свидетельствуют о том что его душа еще до конца не утратила своей чувствительности.
Шанса на прощение не получает только Лужин. Этому персонажу не свойственны чувства и угрызения совести. Самолюбие, высокомерие и меркантильность Лужина не оставляют ему никакого шанса на снисхождение автора. Он прочно укоренился в своей теории, по которой нужно любить только себя и жить в ущерб другим.

10.11.2015

Posted In: Преступление и наказание - Достоевский

Leave a Comment