Историческая живопись «Взятие снежного городка» Суриков В.И.

Мастер исторической живописи.
Суриков Василий Иванович – художник, сумевший мастерски соединить в своих полотнах традиционный исторический романтизм и новаторское движение в живописи второй половины ХІХ века. Рожденный в семье выходца из старинного казачьего рода в городе Красноярске, будущий мастер первых двадцать лет своей жизни провел в Сибири, здесь же он начал получать первые уроки рисования от школьного учителя. И многие исследователи его творчества, связывают происхождение дара Сурикова как живописца-историка, именно с его впечатлениями от своего детства и юношества, проведенных в родных краях, где жизнь сохранялся патриархальный уклад и суровые нравы.
Кисти мастера принадлежит немало исторических картин, наполненных трагизмом и конфликтом, и всем им присуща красочная выразительность всех деталей, мастерски сочетающихся с общей режиссурой. Благодаря своим работам, молодой художник довольно быстро завоевал популярность среди любителей живописи, закрепив за собой амплуа живописца-историка.
Светлое творение после тяжелой утраты.
Тяжелые переживания, связанные со смертью любимой жены, стали причиной потери художником интереса и желания творить новые шедевры. В попытке спрятаться от тяжелых мыслей Суриков вернулся в родной Красноярск. Родной брат художника, видя его состояние и пытаясь хоть как-то отвлечь от горя, подал художнику идею написать старинную казачью забаву – штурм снежной крепости. К радости брата эта идея увлекла художника, он вновь ожил. С бывалой увлеченностью и интересом начал собирать необходимый материал, искать детали и делал зарисовки. В поисках образов для картины, он каждый день ходил по городу всматривался в лица простых сибиряков. А в усадьбе Суриковых даже организовали само «взятие городка», построив для этого ледяной замок и пригласив персонажей для натуры, среди которых было много близких и знакомых мастеру людей и даже родной брат, который запечатлен на картине сидящим в санях.
Художник настолько увлекся написанием полотна, что работа шла легко, а сама картина «Взятие снежного городка» получилась радостной и задорной. Впоследствии, сам автор вспоминал о своей работе:
«Я написал то, что много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи»

«Взятие снежного городка» — масленичная игра веселая и все же сокрушительная стихия.
Что же предстает перед нами на картине «Взятие снежного городка». Сюжет картины – старинная казачья забава, в которую играли в последнюю неделю масленицы. Игра представляет собою шуточный бой по взятию сооруженной из снега крепости. Игроки делились на две команды – «всадники» и «защитники». Всадника сумевшего взять крепость ожидала награда, а проигравшего – купание в снегу. На полотне как раз запечатлен момент прорыва «всадника» через преграду, который на вздыбленном коне несется прямо на зрителя. Вокруг толпа ликующих зрителей, радостные лица которых исполнены жизненных сил. На фоне белизны снежных просторов сибирской природы толпа выглядит особо ярко и нарядно, а пышные народные костюмы пестрят красками и богатством колорита.
Художник мастерски сумел перенести на полотно динамичность и радость всего происходящего, в результате картина получилась легкой и дарящей зрителю ощущение праздника.
Впервые мастер выставил «Взятие снежного городка» в 1891 году в Петербурге. Полотно сильно удивило публику своим несоответствием привычному трагическому амплуа художника. В результате радостная и позитивная картина Сурикова долгое время оставалась невостребованной, и лишь спустя несколько лет была приобретена для коллекции. А спустя девять лет на выставке в Париже за эту картину Сурикову присудили именную медаль.

10.09.2015

Posted In: Живопись

Leave a Comment